В европах шутят: «Здесь детей учат кататься на велосипеде раньше, чем читать». В Петербурге всё наоборот: даже если ты взрослый, умеешь крутить педали и хочешь делать это каждый день — город словно делает всё, чтобы ты передумал.
Вроде бы у нас давно говорят про развитие велоинфраструктуры, рисуют маршруты на картах будущего и отчитываются о новых километрах. Но стоит выйти из дома с велосипедом, особенно зимой, как становится ясно: между отчетами и реальностью лежит асфальт, который то покрыт ямами, то скрыт под сугробами.
⠀
Велосеть — миф или реальность?
Формально в городе есть почти 50 веломаршрутов. Где-то они проложены вдоль набережных, где-то встроены в пешеходные зоны или магистрали. Но если попробовать доехать по ним из спального района до центра, быстро понимаешь: сеть фрагментарна. Велодорожки обрываются, не соединяются между собой, пересекают опасные перекрестки без приоритета.
Особенно непросто на стыке разных районов: там велополосы или исчезают, или превращаются в тротуар с лавками и урнами. Для опытных велосипедистов это раздражение, для новичков — просто опасно.
По данным независимого анализа КРТИ и «Мостотреста», только 21% веломаршрутов соответствуют требованиям непрерывности и безопасности, прописанным в транспортной стратегии города до 2030 года.
Петербургская зима — враг велосипедиста?
В центральных районах, вопреки регламентам, велополосы чаще всего не чистят. Или ещё хуже: с проезжей части снег сбрасывают прямо на них. В результате по обочинам накапливаются ледяные завалы, а между ними и тротуаром образуется каша.
Парадокс в том, что в некоторых спальных районах (например, в Красносельском или Приморском) дорожки чистят лучше. Просто потому, что там меньше конфликтов между службами. Но город не должен работать по принципу удачи — должен работать по принципу равенства.
Почему не получается?
Во-первых, нет единых стандартов. Велодорожки могут быть и частью тротуара, и полосой на проезжей части, и просто нарисованной линией на асфальте. Это путает всех: автомобилистов, пешеходов, самих велосипедистов.
Во-вторых, материалы и качество работ оставляют желать лучшего. Асфальт на велодорожках нередко тоньше, чем на дорогах, и быстрее разрушается. За примерами далеко ходить не надо — жители Петроградки регулярно жалуются на трещины, лужи и отсутствие ремонта.
И наконец, в городе по-прежнему нет понятного бюджета на велоинфраструктуру. Всё делается по остаточному принципу: если останется от дорог, парковок, освещения — может быть, достанется и велосипедистам.
Согласно городской концепции транспортного планирования, финансирование велоинфраструктуры составляет менее 1,5%.
Так что же делать?
Можно, конечно, снова нарисовать карту с цифрами и проектами до 2030 года. Но пока город не начнет думать как велосипедист — ситуация не изменится. Нужны не только новые километры, но и логика: зачем этот маршрут, кому он нужен, как он стыкуется с другими, как его будут чистить и кто за него отвечает.
Петербург может стать удобным для велосипеда — у нас плоский рельеф, длинные проспекты, зеленые зоны. Но для этого нужен не отчет, а стратегия. Не просто полоса — а инфраструктура, в которой велосипедист чувствует себя полноправным участником движения. Не исключением, а нормой.
Иначе велосипеды так и останутся летним развлечением и поводом для фотосессий. А город — с красивыми презентациями, но без настоящей велокультуры.