logo-2x

БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ РАЗНЫХ УЧЕБНИКОВ?

С 1 сентября 2023 года в школах начал действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон “Об образовании в РФ” в прошлом году приняла Госдума.

Федеральная образовательная программа – это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста. И обилия школьных программ и учебников больше не будет. Конечно, пока ещё идет так называемый переходный период, дети учатся по тем программам, по которым начинали, резкий переход делать нельзя. И всё же в скором времени у всех будет одна-единственная программа! И ещё министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.

Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как изменится перечень школьных учебников?

До сих пор Закон “Об образовании в Российской Федерации” описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми “вводными”. Раз программы – примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам. Федеральная основная образовательная программа – это единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста.

По мнению экспертов, закону потребуется не один подзаконный акт. С начала нового учебного года практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Их было много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой – велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.

Переход на единые государственные учебники в российских школах пройдет в течение пяти лет, сообщил ещё в августе министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Единые учебники по всем предметам разрабатываются планомерно, чтобы обеспечить качество и единство образовательного пространства. Они будут подготовлены до конца 2025 года, а полный переход произойдет в ближайшие пять лет. Согласно новому закону, права на учебники будут принадлежать государству. И по мнению многих, это надо было сделать давно, ибо единая система – это единая идеология.  Уже разработан и внедрён новый учебник по истории России и всеобщей истории для 10-11 классов. А история – это как раз идеология и национальная идея.

Но есть и другие мнения. Некоторые эксперты считают, что единый жёсткий стандарт в образовании – это похороны вариативности. Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает. По каждой из программ был разработан свой УМК — учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее. Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.

И очень многим педагогам и родителям искренне жаль, что школьники начальных калссов больше не будут учиться по программе Занкова.

В СССР методика Занкова сравнивалась с методикой Ладыжинской и с методиками школы Тубельского. Всех их объединяет общее — отказ от авторитарной школы, которая была основой в СССР. К сожалению, под видом стандартизации сейчас идет отказ от разнообразия методик. Провозглашена направленность на цифровизацию школы. Это отклик на новые тенденции в мире  Но некоторым кажется, что государство берет за основу техническую составляющую с сохранением авторитарных начал в системе образования. Новый перечень учебников, утвержденный министерством образования РФ, лишает школьников возможности обучаться по эффективной образовательной системы Занкова.

Система начального обучения Леонида Занкова была создана в период хрущёвской оттепели как один из вариантов развития младших школьников. В те годы, когда СССР оказался впереди планеты всей не только в космической практике, но и в области теоретической математики, физики, в других областях науки и культуры. Тогда стало понятно, как важно всем нам уметь «заглядывать за бугорок времени», как говорил сам автор системы Леонид Занков. Школе будущего нужен был учитель, который сумеет найти подход к каждому ребёнку: и к тому, кто «любит и умеет заглядывать за бугорок», и к тому, кому учение даётся с трудом.

– Эта образовательная теория прошла испытание временем. Я почти двадцать лет работала по Занкову. И могу уверенно сказать, что «занковские» дети были всегда наиболее мыслящими, развитыми и самостоятельными школьниками, умеющими отстаивать свою точку зрения, – говорит педагог начальной школы из г. Рыбинска Наталья БАРАНОВА. – Программа Занкова развивала в том числе воображение, фантазию – то, чего современным детям так не хватает! Я постоянно включала в урок такие упражнения, как, например, представить себя в роли какого-нибудь животного и говорить от его имению Эта система – живая и работающая. Поэтому мы сейчас в большом недоумении: дадут ли детям первых-третьих классов доучиться до четвёртого класса по этим учебникам или же развивающая программа будет прервана на полпути?

Педагогам никто конкретного ответа на этот вопрос пока не даёт. Журналистам в минобразования комментируют: школы вправе использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные ранее, но не более трёх лет.

По системе Занкова сейчас обучается 13% всех российских школьников первых-четвертых классов, это 500 тысяч учеников и 12 тысяч учителей. Система учит добывать знания самостоятельно, а не заучивать и запоминать готовый материал, воспитывает людей с высокой коммуникативной культурой, обладающих широким кругозором, умеющих самостоятельно принимать решения в новой ситуации. По оценкам многих педагогов, эта программа во все времена была современна и актуальна. И сейчас лучше других вписывается в новые образовательные стандарты. В системе Занкова написаны учебники по всем предметам, есть даже по музыке и физкультуре.

Единая программа – это, в общем-то, хорошо. При переезде в другой город и даже регион ребёнок будет лучше адаптироваться в новой школе. Но при нынешней системе воспитания, когда дети зачастую кроме гаджетов не воспринимают иных ценностей, не получится ли хуже? Единый стандарт – единая программа, единая идеология. А как же воображение? Творчество? Фантазия? Как без них? Ведь не одни же айтишники нам нужны?

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...