С 1 сентября 2023 года в школах начал действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон “Об образовании в РФ” в прошлом году приняла Госдума.
Федеральная образовательная программа – это в том числе график учебных программ. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста. И обилия школьных программ и учебников больше не будет. Конечно, пока ещё идет так называемый переходный период, дети учатся по тем программам, по которым начинали, резкий переход делать нельзя. И всё же в скором времени у всех будет одна-единственная программа! И ещё министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Что все это значит? К чему готовиться учителям? Как изменится перечень школьных учебников?
До сих пор Закон “Об образовании в Российской Федерации” описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Семьи переезжают из города в город, и дети в школах зачастую сталкиваются с новыми “вводными”. Раз программы – примерные, то школы по своему усмотрению могут вводить разные элементы и дополнения по разным предметам. Федеральная основная образовательная программа – это единый конструктор документов, в том числе и федеральный учебный план, и календарный график из рабочих учебных программ, предметов, курсов, дисциплин, где каждый урок прописан подробнейшим образом. Меньше этого давать в школе нельзя. Больше – пожалуйста.
По мнению экспертов, закону потребуется не один подзаконный акт. С начала нового учебного года практики нововведение вызывает много вопросов. Например, учебники. Их было много, и, с одной стороны, это возможность выбора, а с другой – велика вероятность потеряться в этом разнообразии. Теперь закон полностью возлагает ответственность за выпуск и содержание учебников на государство. И это, по словам законодателей, большой плюс.
Переход на единые государственные учебники в российских школах пройдет в течение пяти лет, сообщил ещё в августе министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Единые учебники по всем предметам разрабатываются планомерно, чтобы обеспечить качество и единство образовательного пространства. Они будут подготовлены до конца 2025 года, а полный переход произойдет в ближайшие пять лет. Согласно новому закону, права на учебники будут принадлежать государству. И по мнению многих, это надо было сделать давно, ибо единая система – это единая идеология. Уже разработан и внедрён новый учебник по истории России и всеобщей истории для 10-11 классов. А история – это как раз идеология и национальная идея.
Но есть и другие мнения. Некоторые эксперты считают, что единый жёсткий стандарт в образовании – это похороны вариативности. Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает. По каждой из программ был разработан свой УМК — учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее. Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.
И очень многим педагогам и родителям искренне жаль, что школьники начальных калссов больше не будут учиться по программе Занкова.
В СССР методика Занкова сравнивалась с методикой Ладыжинской и с методиками школы Тубельского. Всех их объединяет общее — отказ от авторитарной школы, которая была основой в СССР. К сожалению, под видом стандартизации сейчас идет отказ от разнообразия методик. Провозглашена направленность на цифровизацию школы. Это отклик на новые тенденции в мире Но некоторым кажется, что государство берет за основу техническую составляющую с сохранением авторитарных начал в системе образования. Новый перечень учебников, утвержденный министерством образования РФ, лишает школьников возможности обучаться по эффективной образовательной системы Занкова.
Система начального обучения Леонида Занкова была создана в период хрущёвской оттепели как один из вариантов развития младших школьников. В те годы, когда СССР оказался впереди планеты всей не только в космической практике, но и в области теоретической математики, физики, в других областях науки и культуры. Тогда стало понятно, как важно всем нам уметь «заглядывать за бугорок времени», как говорил сам автор системы Леонид Занков. Школе будущего нужен был учитель, который сумеет найти подход к каждому ребёнку: и к тому, кто «любит и умеет заглядывать за бугорок», и к тому, кому учение даётся с трудом.
– Эта образовательная теория прошла испытание временем. Я почти двадцать лет работала по Занкову. И могу уверенно сказать, что «занковские» дети были всегда наиболее мыслящими, развитыми и самостоятельными школьниками, умеющими отстаивать свою точку зрения, – говорит педагог начальной школы из г. Рыбинска Наталья БАРАНОВА. – Программа Занкова развивала в том числе воображение, фантазию – то, чего современным детям так не хватает! Я постоянно включала в урок такие упражнения, как, например, представить себя в роли какого-нибудь животного и говорить от его имению Эта система – живая и работающая. Поэтому мы сейчас в большом недоумении: дадут ли детям первых-третьих классов доучиться до четвёртого класса по этим учебникам или же развивающая программа будет прервана на полпути?
Педагогам никто конкретного ответа на этот вопрос пока не даёт. Журналистам в минобразования комментируют: школы вправе использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные ранее, но не более трёх лет.
По системе Занкова сейчас обучается 13% всех российских школьников первых-четвертых классов, это 500 тысяч учеников и 12 тысяч учителей. Система учит добывать знания самостоятельно, а не заучивать и запоминать готовый материал, воспитывает людей с высокой коммуникативной культурой, обладающих широким кругозором, умеющих самостоятельно принимать решения в новой ситуации. По оценкам многих педагогов, эта программа во все времена была современна и актуальна. И сейчас лучше других вписывается в новые образовательные стандарты. В системе Занкова написаны учебники по всем предметам, есть даже по музыке и физкультуре.
Единая программа – это, в общем-то, хорошо. При переезде в другой город и даже регион ребёнок будет лучше адаптироваться в новой школе. Но при нынешней системе воспитания, когда дети зачастую кроме гаджетов не воспринимают иных ценностей, не получится ли хуже? Единый стандарт – единая программа, единая идеология. А как же воображение? Творчество? Фантазия? Как без них? Ведь не одни же айтишники нам нужны?