Сегодня, 28 декабря – Международный день кино! Это праздник кинематографистов — работников удивительного искусства — и его любителей по всему миру.
28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Именно эта дата и стала днём празднования Международного дня кино.
Чуть ранее, в том же 1895 году, французы Огюст и Луи Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф». 22 марта 1895 года братья устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают — пока только узкому кругу друзей — коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер».
Но днём рождения кино считают именно 28 декабря 1895 года, когда в парижском кафе Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. Кстати, его демонстрация вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…
И мы все хорошо помним эту сцену по фильму «Человек с бульвара Капуцинок».
Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало возникновению новых художественных приемов съемки и увеличению продолжительности фильмов. Качественно изменился подход к режиссуре и приёмам актёрской игры, начали формироваться жанры кинематографа, оформилось их художественное своеобразие, специфический набор изобразительных приемов. Студии и кинотеатры стали массово открываться во всех странах мира.
В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от чёрно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. И, как известно, фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. А по всему миру сегодня проводится много различных кинофестивалей:Московский Международный кинофестиваль,Каннский кинофестиваль, Венецианский международный кинофестиваль, «Берлинале»,фестиваль имени братьев Люмьер, «Оскар» и другие.
Также в разных странах мира установлены свои Дни национального кинематографа. День российского кино отмечается ежегодно 27 августа.
В нашей стране кино всегда было и остаётся важнейшим искусством. И у нас вои легендарные режиссёры.
Они создали фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова. Конечно, над созданием таких картин работали целые творческие группы, но, бесспорно, если бы во главе всего процесса не стоял человек талантливый и гениальный, такого успеха бы добиться не удалось.
Мы преклоняемся перед этими гениями отечественного кино, фильмы которых можно смело назвать шедеврами.
Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов, наверное, самый народный режиссер. Если в титрах стоит его имя, то картину посмотрят, наверное, все. Достаточно, например, вспомнить, что целые поколения наших сограждан на протяжении многих лет встречают самый любимый и традиционно семейный праздник Новый год с его фильмами. Кроме потрясающих «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы, или С легким паром!», «Служебного романа», «Невероятных приключений итальянцев в России», «Берегись автомобиля» Эльдаром Александровичем было создано более 200 авторских телепрограмм.
Леонид Гайдай
Леонид Иовович открыл новый жанр народной комедии, в котором до него никто не работал. В советском кино было принято снимать идеологически выдержанные, немного кучные фильмы, а Гайдай, выросший на фильмах с Чарли Чаплином и обожавший этого персонажа, мечтал снимать комедии — живые, веселые.
Мечта осуществилась: его фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» стали по-настоящему народными и любимыми многими поколениями. И хотя коллеги-режиссеры и кинокритики не воспринимали всерьез творчество Гайдая, его ленты остаются популярными и по сей день.
Сергей Бондарчук
Сергей Бондарчук оставил после себя настоящие шедевры киноискусства. По части масштабных постановок ему не было равных. Да и сейчас вряд ли найдутся кинематографисты, способные превзойти его в мастерстве создания глубоких эпических фильмов. Такие его фильмы, как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Молодая гвардия», навсегда вошли в историю отечественного кинематографа, а грандиозные сцены с многотысячной массовкой в «Войне и мире», «Ватерлоо» помнит каждый зритель.
Георгий Данелия
Советский актер, режиссер и сценарист Георгий Николаевич Данелия является автором таких шедевров кино, как «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза!», «Афоня». Его фильмография — ценнейшая летопись целой страны. Картины Данелии не просто смешат и печалят, не просто увлекают остроумием мысли, условиями игры, блеском исполнения и «заставляют задуматься о жизни». Нет, они сами — эта жизнь, образно выраженная на экране.
Андрей Тарковский
Тарковский — настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино. Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. Это фильмы о вечных темах, над которыми размышляет человек в любой точке земного шара: о слабости и силе человеке, о природе, о родине, о любви матери к сыну, о судьбе.
Александр Роу
Добрый сказочник Александр Артурович Роу знаком нам всем с детства. 16 сказок, которые он создал, являются классикой детских фильмов. «Королевство Кривых Зеркал», «Огонь, вода и медные трубы», «Василиса Прекрасная», — кажется, эти фильмы будут пересматривать дети во все времена.
Владимир Меньшов
«Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли»… На родине фильмы Меньшова разобраны на цитаты, их пересматривают десятки раз, а на Западе считают ни много ни мало энциклопедией советской жизни.
Станислав Ростоцкий
На фильмах Станислава Ростоцкого выросло не одно поколение. Удивительно, но даже современная молодежь, предпочитающая сериалы даже классике Голливуда, знает и с удовольствием смотрит «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» — картины, сделавшие имя режиссера бессмертным. Даже если бы он создал всего один фильм по книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие», он и тогда бы занял одно и самых заметных мест в истории советского и российского кино.