Всё активнее и активнее идёт обсуждение отмены ЕГЭ в школах и переход к старой, классической системе выпускных экзаменов. Конечно, будет всё равно не так, как в советской школе, но основной порядок сдачи итоговых экзаменов в СССР должен быть возобновлён.
ЕГЭ критиковали всё это время. Главная претензия заключается в том, что старшие классы не учатся, а “готовятся к ЕГЭ”. Для старшеклассников вся учёба сосредоточена на паре-тройке предметов. По ним ученики вообще не занимаются. Их могут пропускать и просто использовать для подготовки к целевым экзаменам, например, выполняя задания от репетиторов. В итоге, занятия в школе превращаются в профанацию. Занятия проходят не по школьной программе, а с сильным креном в сторону предстоящего экзамена. Настоящее понимание предмета многие вузы проверяли через устные экзамены. Даже если получится каким-то образом списать, опытный экзаменатор парой дополнительных вопросов может понять, насколько ученик разбирается в указанной теме. Да и подготовка к такой форме сдачи готовит ученика к серьёзной учёбе в вузе. Кроме того, случается так называемый «слив» вариантов с Дальнего Восток.
Немало также психологических и даже материальных проблем. Камеры, металлоискатели и другое специальное оборудование довольно дорого стоит. Те же деньги можно направить на решение более насущных проблем в школьном образовании. А ещё проход на экзамен является настоящей пыткой для школьников – с обысками, сопровождениями «конвоя», полным запретом говорить и т. д.
А ещё учёба постепенно превращается в репетиторство. Необходимость получения аттестата и высокие ставки при поступлении заставляют родителей тратить больше денег на дополнительную подготовку своих детей. Учителям становится невыгодно хорошо учить своих учеников, они сосредотачиваются на сторонних учеников, за которых получают деньги. В сообществе преподавателей процветает взаимовыгодный обмен отстающими учениками.
Ну и самое главное, что вступительные экзамены в вузы, однако же, не исчезли. ЕГЭ не стал заменой вступительных экзаменов. Теперь они называются перечневыми олимпиадами. В итоге все проблемы, для решения которых и был придуман Единый Экзамен, перебрались туда. И мы сейчас имеем не один контур вступительных испытаний, а два.
Но, безусловно, есть и плюсы в ЕГЭ, породившие большое число сторонников. Например, ныне покойный многолетний депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский был «за». Он мотивировал свою поддержку ЕГЭ тем, что такая форма экзамена позволяет исключить коррупцию и дать возможность талантам из провинции поступить в престижные столичные вузы.
Одной из сторонниц ЕГЭ является известная журналистка Виктория Никифорова. Она считает, что в провинциальных школах детям будет очень трудно сдавать не-ЕГЭ, поскольку там всё зависит от личного к тебе отношения учителей. «Ладно, в большом городе школы можно менять как перчатки, хотя и тут есть свои проблемы. Но в маленьких населенных пунктах не разбежишься. Судьбу выпускника будут решать учителя из его школы, знающие его много лет. Срезать на простом вопросе, подколоть, припугнуть — тут открывается широчайший простор для манипуляций».
Вторая проблема – коррупция. При получении оценок в школе в СССР она был минимальной, а вот при поступлении вузы – ой-ой как процветала! И тут мы согласны с Викторией Никифоровой: сейчас коррупция достигла такого уровня, что без ЕГЭ будет и впрямь тяжеловато…
«Вы представляете, насколько коррумпированными станут вступительные экзамены в вуз, если будут единственным шансом для человека получить высшее образование? И опять-таки дело не в конкретных преподавателях, они могут быть чисты, как слеза младенца. Взятки понесут сами родители, высшее образование станут банально покупать. И чем престижнее вуз, тем страшнее будет ценник. Неужели именно этого хотят патриоты, которые по кочкам несут несчастный ЕГЭ?
Всю последнюю неделю коллеги пишут об одиннадцатиклассниках, только что сдавших русский, математику, физику на сто баллов. Там вся география страны — Тайшет, Ревда, Самарская область. Теперь эти ребята спокойно пройдут в самые престижные вузы страны на бюджет и поедут учиться любимому делу — без лишней нервотрепки и лишних расходов. Все по-честному. И все это только благодаря тому, что из оценки знаний вычеркнут личный фактор, который так хотят вернуть поклонники старины», – пишет Виктория Никифорова.
В этом, конечно, есть рациональное зерно. Особенно в точных науках. Математику, физику, химию, наверное, лучше сдавать всё-таки с помощью тестов. А вот «творческие» экзамены… Тут много мнений. Развивать навыки устной речи просто необходимо, а устные экзамены с введением ЕГЭ практически ушли в небытиё. И школьник, подростки, разучились выражать свои мысли.
А что вы думаете по этому поводу?