logo-2x

ФИЗРА ИЛИ ФИЗКУЛЬТУРА:ЧТО НЕ ТАК С ПРЕДМЕТОМ ФИЗПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

О каких учителях ученики чаще всего слагают нелестные шутки? В большинстве объектами издевок оказываются именно физруки. Не зря же сняли даже сериал, где собрали стереотипы про учителей физкультуры.

У многих из нас всплывают не самые лучшие воспоминания об уроках физкультуры. У кого-то они связаны с бессмысленными нормативами, летящим в лицо волейбольным мячом или шатающимся гимнастическим козлом, несправедливой двойкой или даже травмой. Для некоторых, кто окончил школу не один год назад, «физра» до сих пор вспоминается как страшный сон.

ШКОЛА, ГДЕ УЧИЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ

Престижно ли учиться и преподавать в школе, где учился Президент России?

Кажется, ответ на вопрос ясен как аксиома: безусловно, это здорово – быть педагогом и учащимся такой школы. Но так представляется только на первый взгляд. Ведь подобный престиж сопряжён и с повышенным вниманием. А там, где повышенное внимание, там и повышенная ответственность…

Портрет Президента и надпись, гласящая, что он здесь учился, бросается в глаза сразу при входе – они размещены на стене напротив входа. Но в остальном обстановка в лицее № 281 такая же, как в других школах. Впрочем, есть ещё одна примета президентского прошлого – книги в школьной библиотеке с дарственными надписями Владимира Владимировича, которые он не вручал лично, но прислал с нарочным. Вот дарственная надпись на титульном листе книги журналиста Андрея Колесникова «От первого лица»: «С уважением и любовью школе 281». И личная подпись Президента. Вторая подаренная книга – “Владимир Путин. Родители. Друзья. Учителя” Веры Гуревич – первой учительницы Путина.

Собственно, эти две книги в библиотеке да надпись под портретом на входе – вот, пожалуй, единственные признаки того, что в школе учился президент Российской Федерации. А в остальном – обычная российская школа, точнее, лицей. Ремонт как ремонт, даже, можно сказать, весьма скромный для лицея. Золотым дождём лицей явно не окроплён. Что же, это, пожалуй, и к лучшему. Давно известно, что учреждения, связанные с биографиями великих, порою превращаются в яркую картинку, требующую повышенного внимания, но со временем нивелирующую собственные достижения. И мудрые руководители, зная это, стараются не выпячивать приобщённость вверенных их заботам организаций к «сильным мира сего».

– Мы не позиционируем себя исключительно как лицей, где учился российский Президент, – говорит директор лицея Александра Николаевна Уткина. – Мы понимаем, что это большая ответственность, поэтому ориентируемся на собственные достижения, и к этому стремимся.

И стремление увенчано успехами и победами. Лицей № 281 входит в число лучших школ Санкт-Петербурга по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России (данные на 2022 год).

Александра Николаевна подчёркивает, что лицей – среднее общеобразовательное заведение с углублённым изучением предметов естественно-научного профиля, а Владимир Владимирович Путин не пошёл в вуз по профилю лицея, он пошёл в юридический. Хотя к моменту его прихода в школу она уже была преобразована в среднюю общеобразовательную школу с политехническим обучением (в 1956 году). К тому же учился будущий президент России в школе № 281 только в старших классах.

УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Но вернёмся к урокам физкультуры в школе. Кстати, будущий президент России как раз очень любил именно эти уроки. Он стал выдающимся спортсменом. Но главным в его жизни оказался не спорт.

Так почему всё-таки для одних спорт и уроки физкультуры становятся целью жизни, а другие просто ненавидят физподготовку?

Как человек приходит в спорт, почему уходит или остаётся? Что нужно сделать, чтобы физподготовка в школе стала одним из любимых предметов ВСЕХ учеников, а не только тех, кто намерен связать свою жизнь и карьеру со спортом? Чтобы ответить на эти вопросы, мы встретились с Павлом Ивановичем Мирончуком – учителем физкультуры и тренером по баскетболу лицея.

У Павла Ивановича с физкультурой всё логично и ясно: спорт и Павел Мирончук шли рука об руку, можно сказать, с самого рождения будущего преподавателя физкультуры.

Родился и вырос Павел в Ленинграде. Он считает себя продолжателем спортивных и морских традиций своей семьи. Его отец Мирончук Иван Павлович – Командир БЧ-5, подводник. Дядя Александр Павлович Савинов – Мастер спорта СССР по пятиборью в городе Иваново. Из этого города родом его мама, поэтому большую часть детства Павел провёл с дядей и его семьёй в Ивановской области.

Потом он серьёзно занялся борьбой, уже в Санкт-Петербурге. И появились новые кумиры. Это Олимпийский Чемпион Анатолий Александрович Рощин, тренер Олег Павлович Пивоваров, тренер по дзюдо Геннадий Вениаминович Равдис, тренер по дзю-до и самбо Игорь Евгеньевич Михеев. А любимыми книгами стали “Основной закон победы” Анатолия Рощина, “Приводя себя в движение” Александра Амирова и многие другие.

Баскетболом Павел увлекался с детства, когда перевелся в 1981 году в спортивный класс по баскетболу СДЮШОР Фрунзенского района – «Купчинский Олимп».

А потом пошёл в педагогику и в 2003 году закончил РГПУ им. Герцена.

Для педагога это довольно-таки поздний выбор. Но до пединститута Мирончук занимался бизнесом и, возможно, именно поэтому у него сформировался несколько иной¸ не такой зашоренный взгляд на физподготовку в школе.

В 2005 году он начал свою педагогическую деятельность в качестве помощника тренера по дзюдо и самбо Михеева И.Е. СПбГМТУ («Корабелка»), а с 2009 года уже тренировал женскую и мужскую сборные СПбГМТУ по баскетболу. В 2017 году перешёл на преподавательскую работу в спортивную школе “Купчинский Олимп”, но почти сразу перешёл в лицей № 281.

Здесь и работает по сей день и, кроме уроков физкультуры ведёт секцию “Юный баскетболист”.

Под руководством Мирончука проводятся патриотические турниры, посвященные Прорыву Блокады, “Дню Победы 9 мая”, Дню России – 12 июня. Для укрепления взаимоотношений в семье лицей проводит Новогодний турнир с участием родителей.

– Я обучаю детей физической культуре пять лет,  из них последние два года –тренер по баскетболу Лицея №2 81 Адмиралтейского района, – рассказывает Павел Иванович. –  По всем показателям наш Лицей № 281 на первом месте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, мы защищаем честь района на городских соревнованиях по многим  дисциплинам! Лицеисты за последние три года преуспевают в спорте и учебе: завоевывают призовые места во всех спортивных дисциплинах и успешно сдают ЕГЭ. В этом заслуга всего нашего педагогического коллектива лицея №281 – “Мы – одна команда!”.

…Всё так хорошо, что даже не верится, что во многих школах дети по-прежнему не любят уроки физкультуры. Но почему?

НЕЛЮБИМЫЙ УРОК

Павел Мирончук видит пять главных причин. В каждой школе из года в год, сколько бы поколений не менялось, всегда одна и та же проблема: девочки не хотят и не любят посещать занятия по физической культуре. Но большинство этих же девочек охотно посещают тренировочные занятия в спортивных школах, либо фитнес занятия и тренажерный зал. Почему так происходит?

Начиная с 6 класса, девочки придумывают множество причин, лишь бы не переодеваться на урок физкультуры. Болит живот, забыла форму, те самые дни и т. д.

Неужели проблема в учителях физкультуры? Не могут заинтересовать ребенка своим уроком? Давайте разберемся.

 – На мой взгляд, – говорит опытный учитель физкультуры, – большую роль играет расписание занятий. Урок физической культуры ставят и первым и 3 уроком, а у ребенка впереди еще занятия. А теперь представьте, девочка готовится в школу, делает прическу, заплетается, красится, моется, надевает чистую и отглаженную одежду. На уроке физкультуры она потеет, душевых в 90 процентах школ нет, да и перемены не такие длинные, чтобы успеть привести себя в порядок. И вот ей сидеть еще несколько уроков. Да любая девушка будет избегать такого. Все мы знаем, как девочки заботятся о своей внешности.

Конечно, уроки физкультуры лучше ставить последними, чтобы после них дети сразу уходили домой. А раздевалки оборудовать душевыми кабинами, для личной гигиены учащихся. А вот когда подросток намеренно идёт на тренировку, это подразумевает то, что он будет там работать, много потеть и ребята туда так не наряжаются, как в школу.

Это первая причина.

Вторая – единые нормативы для всех, без учёта комплекции и здоровья занимающихся. Всем знакомая ситуация, когда на пятёрку нужно пробежать километр за 5 минут, к примеру. Но в классе могут присутствовать дети с лишним весом или дети астматики, которым данный норматив вообще запрещен. Но преподаватель будет гнать всех под общую гребенку, сказано за 5 минут – пятёрка, значит, выполняем. Конечно же, ученик будет избегать такие уроки, чтобы не получить двойку или тройку, а также не оказаться посмешищем на глазах у сверстников.

Третья – неинтересная, я бы сказал, зачастую скучная постановка занятия. Построение, бег, разминка, игра в волейбол или сдача нормативов. Вот и всё занятие. Одно и то же из урока в урок. А если дисциплина в классе хромает, то урок и вовсе ограничивается разминкой. Конечно, ребята проходят и спортивные игры, и гимнастику, и лёгкую атлетику. Есть вполне продвинутые преподаватели, которые стараются делать свои занятия интересными. Но почему бы не шагнуть вперед, вместе с молодежью?

На мой взгляд, необходимо разделить классы на юношей и девушек. Девочки бы занимались упражнениями на степах, фитнесом. А юноши силовыми упражнениями в тренажёрном зале (если имеется), а также овладевали бы навыками самообороны.

По-моему, школьная программа уже устарела и нуждается в доработках и заменах. Для современных школьников было бы куда интереснее изучать то, что я описал выше.

Четвёртая – отсутствие мотивации у занимающихся. «Для чего мне нужно знать, как вести мяч в баскетболе? Зачем мне надо уметь вставать на “мостик” и прыгать в длину?» Именно такие вопросы в головах у школьников, ответы на которые никто так и не дал. Если с русским языком и математикой все понятно (они нужны для того, чтобы уметь грамотно писать и мыслить логически), то для чего физрук мучает весь класс прыжками через козла, ребенку никто не объяснил. А если не объяснили для чего нужно, значит оно и не так важно.

И, наконец пятая причина – принижение урока физкультуры, как предмета.

Учителя в школах относятся к этому предмету не очень уважительно. “Ну что там ваша физкультура, киньте мячик им, пусть играют, вот и весь урок.” Если у отличника будет выходить четверка по физкультуре, то учителя всем табуном плюс родители будут идти к физруку и долбить его этой отметкой. “Ну поставьте же вы ему отлично! Он на золотую медаль идёт, а тут вы с этой вашей физкультурой!” Будут ли такие же крики, если у отличника будет выходить четвёрка по географии или физике? Я так не думаю. Такого же мнения и родители детей.

Физкультура – предмет не такой уж и важный (по их мнению), поэтому уделяй больше внимания науке. А вот если убрать эти 2-3 часа в неделю, то многие ученики совсем не будут двигаться, а просто прирастут к школьной парте и домашнему компьютеру.

На самом деле физкультура в школе, подчеркивает Павел Мирончук, это жизненно-важный, просто необходимый предмет. Он нужен для того, чтобы дети, которые не занимаются спортом, дополнительно заряжались частичкой здоровья, хотя бы немного двигались, а не сидели у телевизоров, смартфонов и компьютеров. Физкультура нужна для того, чтобы сформировать у ребенка важные двигательные навыки, которые он не получит на уроках физики и геометрии. А ещё для того, чтобы познакомить ребенка с многими правилами спортивных и игровых видов спорта, умением падать – «страховка» – и умением быстро принимать решения. А также с комплексом ГТО – основой нормативов в школе, вузах и армии!

 – А Год педагога и наставника, безусловно, должен не только сохранить и приумножить лучшие традиции в России, но и обрести новые, – говорит учитель физкультуры Мирончук. – И наше общее дело – найти новые решения тех или иных проблем, чтобы детям было интересно учиться, чтобы это новое притягивало ребят, лучше раскрывало их таланты для подготовки к взрослой жизни.

Сергей БЕЛОРУСОВ

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...