Что это значит? Цель – подавление личности или всё-таки укрепление
дисциплины? Почему десятилетия не умолкают дискуссии по поводу
введения обязательного стандарта на форму для школьников, но к
единому мнению пришли только сейчас?
Школьная форма (а, точнее — ее предпосылки) появились в России в начале 19
века, первыми форму стали носить ученики гимназий. За 200 лет предназначение
форменной одежды, ее внешний вид и отношение к ней общества много раз
менялись. Сегодня внешний вид школьников регулируется федеральным законом,
в котором говорится, что школы и даже вузы могут сами устанавливать
требования к одежде учеников. Например, к цвету, фасону, виду одежды и знакам
отличия.
То есть, в каждой школе устанавливаются свои правила — прописаны они в
локальном нормативном акте. Он должен быть принят с учетом мнения учеников и
родителей, а также представительного органа работников школы и/или
обучающихся. Требования этого устава все ученики обязаны выполнять.
Много раз публиковались результаты опросов по поводу введения единой
школьной формы, итоги свидетельствовали о желании большинства родителей
единую форму всё-таки ввести. Однако это ни к чему не привело: на единый
стандарт школьной одежды перешли единичные школы России. Причина – дети
протестуют, а родители и педагоги не хотят с ними связываться.
Но не нужно забывать, что главной задачей школьной формы раньше было
дисциплинарное воздействие на учеников. Дети находились в особом социальном
пространстве, где были установлены свои правила и порядки, которые школьники
должны были соблюдать. Главные функции были такими:
форма помогает обеспечить детей удобной одеждой;
дети в одинаковой форме — это красиво;
форма «уравнивает»: когда все одеты одинаково, разница в социальном
положении детей не так очевидна;
форма помогает настроиться на рабочий лад.
В разных странах и школах форма может служить показателем элитарности
заведения (вспомним частные британские школы) или уравнивать детей из
разных семей (такое значение форме придают в Китае, например). Но давайте
подробнее рассмотрим плюсы и минусы единого стиля одежды для школьников.
Сторонники школьной формы приводят несколько аргументов в ее защиту:
Дисциплинирует и влияет на успеваемость
Это главный аргумент в пользу школьной формы, им любят оперировать педагоги
и родители. Ученики не отвлекаются на обсуждение одежды, не тратят время на
выбор наряда по утрам, серьезнее относятся к занятиям. Такие выводы основаны
в большей степени на личных наблюдениях. Достоверных исследований, которые
бы подтвердили связь успеваемости, дисциплины и школьной формы, пока нет. В
2022 году было опубликовано исследование Арья Ансари, в котором
онутверждает, что форма или ее отсутствие никак не влияет на дисциплину или
отношения в классе.
Уравнивает
Когда все дети одеты одинаково, никто не смотрит на бренды, фирму, стиль — так
дети из разных семей смогут чувствовать себя комфортно, не выделяться.
Насколько актуальны такие доводы сегодня, судить сложно: все-таки, помимо
одежды, дети видят у одноклассников гаджеты, рюкзаки, пеналы, обувь. Они
ходят друг к другу в гости, да и просто встречаются у дверей школы и замечают,
что кого-то родители привезли на машине, а кто-то приехал на автобусе. В
нынешних реалиях важнее не уравнять детей, а, напротив, рассказать о ценности
каждого человека вне зависимости от его социального статуса.
Это просто красиво
Многие родители и педагоги уверены, что дети в форме выглядят опрятно и
красиво. Это, в свою очередь, развивает эстетическое восприятие у ребенка,
помогает ему понять, как правильно сочетать цвета, разобраться в стиле, оценить
уместность своего наряда для определенного мероприятия.
А вот минусы.
Подавляет индивидуальность
Одежда сегодня — один из способов самовыражения. Если для учеников
начальной школы это не так важно, то учащиеся средних и старших классов
уделяют самопрезентации очень много внимания.
Неудобство
Брюки со стрелками, белые рубашки и жилетки на пуговицах, классические туфли,
белые колготки, юбки — сегодня одежда в школу куда удобнее, чем была 50 лет
назад, выбор в магазинах большой — можно найти тот вариант, в котором
ребенку будет более – менее комфортно. Все же для детей, которые бегают,
переодеваются на физкультуру, часто находятся в школе с 8 утра до 6 вечера или
же сразу после школы бегут на кружки и тренировки, форма неудобна. Да и
родители жалуются.
Не развивает креативное мышление
Не думать о том, что надеть — это, конечно, удобно и помогает экономить время.
Но все-таки отсутствие выбора не позволяет ребенку развивать критическое
мышление, а это один из ведущих soft skills, которые так важны в современном
мире.
Стоимость
Стоимость базового набора для школьников каждый год растет. В течение года,
скорее всего, придется что-то докупать: ребенок растет, одежда рвется, что-то
может потеряться (это беда всех учеников началки).
Некрасиво
Да, встречается и такое мнение. Причем, не только среди подростков. Некоторые
родители считают, что деловой стиль обязывает покупать определенную верхнюю
одежду и уличную обувь. Частая история — девочки надевают ватные штаны под
классические юбки и сарафаны, сверху — пуховик и шапку-ушанку. Мальчишки
очень скоро переобуваются из классической обуви в спортивную (так удобнее).
Очень быстро желание взрослых одеть детей красиво и опрятно сталкивается с
погодными условиями и активностью учеников в начальной школе.
Всё это спорно. И в царское время, и в советское погода в России была такая же,
а то и холоднее (вспомним глобальное потепление). И машин не было, максимум
удобства – извозчик или собственная карета. И к чистоте и опрятности формы к
гимназиях требования были – ого как выше, чем нынче!
В общем, единый стандарт всё же введут! ГОСТ на школьную форму будет
утвержден в2024 году и вступит в силу с середины 2025, сообщил на днях глава
Роскачества Максим Протасов.
Он подчеркнул, что ГОСТ не будет определять ассортимент, вид, цвет или дизайн
одежды для школы. В нем будут исключительно требования,
касающиеся безопасности и потребительских свойств продукции.
«Нам нужно, чтобы форма была гигроскопична, воздухопроницаема,
износоустойчива, а ткани не были бы покрашены токсичной краской. А какого она
будет цвета, фасона, размера— это решит школа и родительский комитет»,—
сказал он.
По словам Протасова, исследование Роскачества показало, что сейчас большая
часть товара под названием «школьная форма»— на самом деле
скорее «космический скафандр»: она не дышит и не пропускает влагу.
Так что разнообразие всё-таки будет!