Можно бесконечно писать про Крым, поэтизируя его красоту, восхищаясь его людьми и сетуя на издержки войны. Но лучше всего, конечно, съездить туда самим и убедиться своими глазами в его исключительности. Да, таких мест мало на Земле! Недаром столько веков за полуостров шла борьба, и сейчас новый виток её… И в последнем моём очерке очевидца я хочу сказать немного о Крыме туристическом.
Часть III. В краю магнолий, олеандров и Айвазовского
Спорить о том, какой город самый красивый в Крыму – дело неблагодарное. Конечно, пальму первенства почти все отдают Севастополю! Но в Севастополь мы, увы, не попали. Только собрались – и эта трагедия с обстрелами пляжа. Ехать любоваться городом, где только что погибли люди – не очень благородно. Но мы обязательно съездим, надеюсь, в следующем году!
Также и Ялта по некоторым рейтингам возглавляет список самых красивых городов Крыма, но мне лично она не очень нравится. Конечно, там восхитительные дворцы (самый красивый Воронцовский в Алупке), Ласточкино гнездо, парки, музеи, набережная. Но дворцы в Санкт-Петербурге, безусловно, красивее, а Ласточкино гнездо, честно говоря, издалека лучше смотрится, чем вблизи. Конечно, великолепна ялтинская набережная! Но там всегда много народу, а я это не очень люблю. В общем, старый русский курорт красив, как все старые русские курорты. И там растут потрясающие магнолии и олеандры!
Как, впрочем, по всему побережью Крыма.
Про Керчь я уже много писала, лично я её очень люблю за её «малую куротность». И всё же не могу удержаться и остановлюсь на некоторых подробностях. Четыре года назад, бродя вдоль моря по старенькому вздыбленному местами асфальту, мы сетовали на то, что в Керчи нет набережной вдоль моря, ведь набережная – залог престижности приморского города, что главная достопримечательность города гора Митридат на долгой реставрации, что посёлок Курортный, где лечебное озеро Чокрак, живёт без воды. Пресной воды вообще нет в поселке, для приготовления пищи используется привозная вода с водовозов.
И вот почти четыре года спустя мы видим:
– прекрасную, хоть и небольшую набережную,
– восхитительную гору Митридат,
– более обустроенный подход к Чокраку (хотя посёлок по-прежнему без воды).
А ещё – прекрасный общественный транспорт, шикарный, хоть и далеко расположенный пляж, недорогие хорошие кафе в центре, новые дома и дороги.
Да, сейчас Керченская набережная — одна из самых красивых на Крымском полуострове. Она оснащена фонтанами, аттракционами, розариями и широкими тротуарами. Исторический центр открывает ошеломляющие виды моря и горы Митридат.Керчь — древнейший город России. ООН приравнивает его по возрасту к Афинам и Риму, Керчи 26 веков! Протяженность города вдоль Керченского пролива достигает 42 км, но длина Набережной составляет только 1 км. Все остальное побережье пока занято промышленными постройками. И всё ещё впереди у Керчи.
Однако больше всего в Крыму меня поразила Феодосия! Она напомнила мне Флоренцию, только в миниатюре и с морским берегом. Есть в ней какая-то хрупкая красота, какая хрустальность, что ли… Беленькая, чистенькая, с множеством старинным домов и надписями на них, какие великие люди этот славный город посещали. Всё так изящно, так мило здесь, и даже море совсем другое – меняет свой цвет от бирюзового до аквамаринового…
Здесь были Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Александр Грин, Антон Чехов, Максим Горький, Максимилиан Волошин… Это из писателей и поэтов. Посещали город царственные особы и даже великий Суворов. Но визитной карточкой Феодосии является, конечно же, великий художник Иван Айвазовский! И не только визитной карточкой, но и символом, и даже кумиром.
К своему стыду, до посещения Крыма я так мало знала об Айвазовском! Посетив 38 лет назад скалу Айвазовского в Алупке – огромную, вывалившуюся в море диобазовую глыбу в нижнем парке алупкинского дворца – я представляла, как художник часами наблюдал за игрой солнечного света в морских волнах, а потом по памяти писал свои картины. Я ни на минуту не сомневалась, что он был богатым. Ведь в XIX веке полотна маринистов стоили очень дорого, а Айвазовский по таланту превосходил их всех!
И вот я узнаю его удивительную трогательную историю. Мальчик из небогатой феодосийской армянской семьи обожал море! У него не было денег, чтобы купить себе кисти и краски, а потому свои первые творения он оставлял на песке – так и выходит, что ранние работы юного Айвазовского забрало себе море, его вечный источник вдохновения. А потом Ваня принялся рисовать угольком из печки свои картины на стенах городских зданий. Однажды он познакомился с Яковом Кохом, местным архитектором. Тот, увидев первые скромные наброски мальчика, понял, что перед ним – талант, у которого большое будущее. Он стал дарить Ивану кисти и краски, бумагу и даже давал своему юному подопечному уроки рисования. А вскоре, сыграв на одном из вечеров на скрипке, Айвазовский обратил на себя внимание городского губернатора Александра Казначеева, который тоже считал, что нельзя оставлять без поддержки молодое дарование и устроил его в симферопольскую гимназию. Ну а дальше талант уже оценили знаменитые люди того времени, Айвазовский учился в Академии художеств, его отправляли за границу.
Да, он очень быстро разбогател, и в этом нет ничего удивительного – такое море хотел иметь у себя дома каждый мало-мальски просвещённый состоятельный человек того времени! Через несколько лет Айвазовский вернулся в Феодосию, построил картинную галерею, историко-археологический музей, библиотеку и художественное училище, а также инициировал строительство водопровода, железной дороги и торгового порта. Будучи крупным землевладельцем Крыма, немалую долю своих средств живописец жертвовал армянской общине города и простым феодосийцам.
Будете в Крыму – обязательно посетите Феодосию, и в ней музей Айвазовского. Без этого вы не поймёте по-настоящему море.
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА