logo-2x

КУРИТЕ В ШКОЛЕ, ПЛИЗ

Где это видано, где это слыхано?.. Даже представить невозможно, чтобы в советской, и уж тем паче в дореволюционной школе ученики курили публично, да ещё и в классе! И уж если бы (представим всё же на секундочку) такое случилось бы, то уж точно родители не стали бы жаловаться в прокуратуру (или царю-батюшке) на учителей и не встали бы на сторону своего оболтуса. Оболтуса выпороли бы – однозначно…

А вот теперь настали иные времена!

В январе в Санкт-Петербурге суд привлек школу к административной ответственности за то, что в ней отстранили от учебы мальчика, который курил во время занятия.

Об этом сообщил Telegram-канал Mash на Мойке. Дело было так. Ученика седьмого класса несколько раз заставали за курением в туалете, об этом сообщили его матери. Однако школьник, видимо, в отместку, нарочно покурил вейп на уроке. Ученика отстранили от занятий, и он пропустил один день учебы. Официальный приказ об отстранении скоро отменили, но мать школьника подала заявление в прокуратуру, потом по иску прокуратуры был суд, и суд действия школы признали нарушением права об образовании в РФ. Учебное учреждение признало свою вину. Суд вынес руководству школы предупреждение.

Вот такие дела! Но почему так происходит? Разве прокуратура поддерживает курение учеников, да ещё на уроках? Да нет, всё гораздо проще. Давно ушла в прошлое воспитательная составляющая в педагогике, теперь это просто услуга. Вот и прокуратура относится к процессу обучения как к услуге. А это значит, что все решения принимаются по формальным основаниям.

Согласно опросу Педсовета (https://pedsovet.org/article/pocemu-nelza-vygonat-ucenikov-iz-klassa-i-cem-zamenit-etu-meru), шестьдесят два из ста учителей хоть раз выгоняли учеников из класса за плохое поведение.

Как правило, учителя прибегают к этому способу, когда нужно:

1. Пресечь деструктивное поведение ученика.

Например, когда на уроке складывается конфликтная ситуация —  ученик откровенно срывает занятие и не реагирует на замечания.

2. Заставить задуматься, воспитать.

Если ребенок систематически опаздывает, учитель может не пустить его на урок, чтобы продемонстрировать, чем чревато его неуважительное отношение к учебному процессу.

Психолог Мария Авраменко подчеркивает, что импульс удалить ученика из класса появляется у преподавателя из-за нежелательного поведения ребенка.  Причин этому, к слову, может быть множество: от переходного возраста и неустойчивого эмоционального фона у ребенка до семейных проблем и межличностных конфликтов внутри класса.

Однако эта мера — выгнать с урока или не пустить на него — не помогает в долгосрочной перспективе, так как не решает проблему, а только усугубляет ее.

Эксперты считают, что выгонять ученика неэффективно. Конечно, учителя — живые люди, которые подвержены усталости и выгоранию. Стремясь погасить конфликт быстро и с наименьшими потерями и не желая тратить на это эмоциональные и временные ресурсы, они отправляют ребенка за дверь. Также к методу «вон из класса» нередко прибегают молодые учителя, у которых недостаточно профессионального опыта.Но надо понимать, что «коридорное воспитание» относится к тормозящим приемам педагогического воздействия. 

А причины нежелательного поведения могут быть разные.

1. Биологические.

Это болезни и особенности развития, которые затрудняют социальную адаптацию и ухудшают поведение. Например, поражения центральной нервной системы. Также на поведение подростков влияют изменения гормонального фона.

2. Психологические.

Особенности эмоционального склада, которые препятствуют продуктивным отношениям с окружающими.

3. Социально-педагогические.

Плохое поведение часто носит защитный характер. Подросток переживает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, и нежелательное поведение — это способ показать, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие.

4. Социально-экономические.

«Трудные дети» из неблагополучных семей позволяют себе нарушать правила поведения в классе, даже если хорошо представляют возможные последствия.

Кажется, всё верно… Но это было и раньше! И поражение центральной нервной системы, и разные там психические особенности, и защитная реакция (а нам всё равно!). И крайне редко педагог, удаливший из класса ученика, подвергался осуждению. И уж тем паче родители не жаловались.

Поэтому самый главный аспект здесь – морально-этический. На поведении детей сказывается общий уровень нравственного развития общества. Если материальные ценности ставятся выше духовных, дети это принимают за норму.

А что говорит закон?

Юрист Иван Платонов, создатель паблика «Омбудсмен образования», считает, что любое удаление школьника с урока незаконно и нарушает прописанное в Конституции право на образование. К тому же, если с учеником, который оказался в школьном коридоре в учебное время, что-то случится, то отвечать, согласно Закону «Об образовании», будет администрация школы и педагог, отправивший его за дверь.

В случае с курением прокуратура и суд на эти нормы закона как раз и опирались.

Конечно, есть другие способы добиться от ученика желаемого поведения, которые лучше работают в долгосрочной перспективе, чем метод «Выйди вон!». Психологи советуют, например, такое.

Если ученик находится в состоянии повышенной нервной возбудимости, предложите ему стакан воды. Попросите сделать 10 глотков и 10 глубоких вдохов, сообщив, что вы продолжите с ним говорить только после того, как он выполнит вашу просьбу.

Используйте юмор. Он отлично работает и на пресечение нежелательного поведения, и на его профилактику.

Попросите ученика, который демонстрирует нежелательное поведение, выполнить какое-то поручение, не связанное с учебой. Например, можно сказать так: «Я вижу, что ты сейчас не настроен заниматься. Я собираюсь предложить тебе другое задание. Полей, пожалуйста, цветы в классе».

Честно, но при этом сдержанно, говорите о своих чувствах. Например: «Я прошу вас успокоиться. Мне сложно вести урок в таких обстоятельствах». Большинство детей отреагируют на эти слова положительно.

Избегайте публичных замечаний или перехода на личности. В случае конфликта возвратитесь к разговору с учеником через некоторое время, чтобы обсудить ситуацию еще раз и выслушать его мнение.

Так что курить в школе ученикам вполне можно, даже на уроке! Учитель просто предложит ему стакан воды.

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ

Рано или поздно это должно было произойти. Наиболее консолидированная и решительная часть российского медицинского сообщества – хирурги –  направили обращение в Государственную Думу, Верховный Суд,

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

 «Гаджеты ни при чем»: выводы мамы младшеклассника, которая 4 года боролась за разборчивый почерк у сына

Наш блогер Мария ДЕВЯТКИНА в прошлых постах рассказывала, как, начиная с первого класса, они с сыном пытались решить проблемы с письмом: были и прописи, и

Читать далее...
Мир

ГРЯДЁТ УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

На пленарном заседании Совета Федерации 14 мая кандидат на пост министра внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил, что в России правоохранители готовятся к реализации комплекса мер по

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В ОБРАЗОВАНИИ – ТРИ СТУПЕНИ

На фоне глобальных перемен в Министерстве Обороны почти незамеченной мелькнула новость об очередном витке перемен в высшем образовании. Вице-премьером, отвечающим за науку и образование, переназначается

Читать далее...