Среди актуальных новостей об СВО и множества других важных событий последнего времени, увы, как-то незаметно прошла одна очень важная дата – вековой юбилей Махмуда Эсамбаева. 15 июля 2024 года ему исполнилось бы 100 лет. И гений танца мог бы жить и жить – М. Эсамбаев считал, что он в своем роду станет тоже долгожителем — как его отец, скончавшийся в 106 лет. К сожалению, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине.
К своему стыду, и я эту дату пропустила. А ведь Махмуд Эсамбаев для меня – один из кумиров! Помню, мне было лет девять-десять, учились мы во вторую смену, и как-то мама повела меня утром, перед уроками, в кино – на нашумевший фильм «Земля Санникова». Конечно, фильм мне безумно понравился, но. если честно, я плохо запомнила сюжет картины, потому что всё затмил Чёрный Шаман! Эту роль сыграл уже известный тогда не только в СССР, но и во всём мире артист, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер Махмуд Эсамбаев. Я как заворожённая не могла отвести взгляд от экрана, когда Шаман исполнял свои дивные ритуальные танцы, и казалось, будто это не человек вовсе, а некое сверхъестественное существо, обладающее гуттаперчивым телом.Среди актуальных новостей об СВО и множества других важных событий последнего времени, увы, как-то незаметно прошла одна очень важная дата – вековой юбилей Махмуда Эсамбаева. 15 июля 2024 года ему исполнилось бы 100 лет. И гений танца мог бы жить и жить – М. Эсамбаев считал, что он в своем роду станет тоже долгожителем — как его отец, скончавшийся в 106 лет. К сожалению, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине.
К своему стыду, и я эту дату пропустила. А ведь Махмуд Эсамбаев для меня – один из кумиров! Помню, мне было лет девять-десять, учились мы во вторую смену, и как-то мама повела меня утром, перед уроками, в кино – на нашумевший фильм «Земля Санникова». Конечно, фильм мне безумно понравился, но. если честно, я плохо запомнила сюжет картины, потому что всё затмил Чёрный Шаман! Эту роль сыграл уже известный тогда не только в СССР, но и во всём мире артист, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер Махмуд Эсамбаев. Я как заворожённая не могла отвести взгляд от экрана, когда Шаман исполнял свои дивные ритуальные танцы, и казалось, будто это не человек вовсе, а некое сверхъестественное существо, обладающее гуттаперчивым телом.
Мама объяснила мне, что это известный артист и танцор, чеченец, и я не сразу, но выучила его мудрёное восточное имя… И вот я стала тщательно отслеживать телевизионную программу, и если в программе были каике-то танцы или балет, то садилась у телевизора и ждала – не выступит ли мой кумир?.. В СССР ТВ программа была насыщена культурными мероприятиями, танцы и балет с участием Махмуда Эсамбаева мне удавалось «поймать» много раз. А несколько раз я даже смотрела Эсамбаева в «Лебедином озере»! Это была самая знаменитая роль Махмуда Эсамбаева – роль Ротбарта, злого волшебника и коршуна в фильме-балете «Лебединое озеро» — советском полнометражном цветном широкоформатном фильме-балете, поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1968 году.
И вдруг как гром среди ясного неба – Асамбаев приезжает на гастроли в Рыбинск! Билетов, конечно же, не достать, но мой папа, известный журналист, почти всесилен, и мы получаем билеты, причем, на хорошие места.
И вот я задаюсь вопросом: как же так получилось, что этот гений танца, за право пригласить которого на гастроли выстраивались в очередь иностранные державы, «снизошёл» до Рыбинска? Ответ я получила от папы. История оказалась весьма любопытной и романтичной по-советски. Махмуд Эсамбаев был депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов. Рыбинским Производственным Объединением Моторостроения (РПОМ, коллектив которого насчитывал тогда около 50 000 сотрудников) руководил известный по всей стране директор Павел Фёдорович ДЕРУНОВ. Он был уже к этому времени Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, депутат Верховного Совета РСФСР VIII-го созыва.
И вот в Восьмом созыве Верховного Совета РСФСР (Верховный Совет РСФСР VIII созыва работал в период с 1971 по 1975 годы, всего в нём было 894 депутата) они и познакомились. Причём, отнюдь не случайно. Не знаю, как сейчас, но в советское время делегации рассаживались в алфавитном порядке. Ярославская область, как известно, в этом списке последняя. А перед ней – как раз Чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика, тогда так было. Только что прошёл фильм «Земля Санникова», по ТВ транслировали балет «Лебединое озеро» с Эсамбаевым, а тут ещё и места у героя труда и гения танцев оказались рядом. Они познакомились и подружились. И Павел Фёдорович пригласил чеченского друга в Рыбинск выступить перед горожанами. И Эсамбаев не смог отказать.
Народу было в зале – никогда ещё рыбинцы не встречали актёра с таким воодушевлением!
В 1983 году я уехала учиться в Москву, и там всё ждала, когда же будет концерт с участием моего кумира… Но и в столице он был не частый гость. Заграница и родная республика – вот основные территории его гастролей…
Он был не только великий артист-танцор, но и общественный деятель и семьянин. Родился Махмуд в многодетной чеченской семье Алисултана Эсамбаева (отец) и Бикату (мать), и научился танцевать прежде, чем ходить. Тогда мало кто мог предположить, что какое-то время юный танцор станет известным по всему миру. В пять лет малыша сажали на ослика и возили по сельским свадьбам. Так что в ближайшей окрестности не оказалось ни одной свадьбы, где бы не танцевал юный артист. Однако отец М. Эсамбаева был категорически против того, чтобы сын в качестве основной профессии выбрал танец. К танцу он относился как к красивому кривлянию, которое никак не поможет выбиться в люди и прокормить его в последующей жизни. Он хотел, чтобы его Махмуд стал юристом. Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, который запирал мальчика в доме и прятал его одежду.
Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году посетила Чечню выдающаяся советская актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого ребенка, предсказала ему великое будущее. Встреча с ней еще сильнее укрепила в нем желание стать профессиональным танцором. Немалую роль в творческом становлении М.Эсамбаева сыграла его мачеха. Рано овдовев, отец женился на одесситке Софье Михайловне, которая не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем. Она обожала своего приемного чеченского сына и ласково называла Мойшей. Именно Софья Михайловна поддержала Махмуда на его трудном пути к большому танцу.
Даже тогда, когда отец ушел от нее к другой женщине, Махмуд остался с ней, со своей еврейской мамой. О своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».
В отличие от отца Махмуд отличался постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности, будущего доктора Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17-ти лет. В советское время браки на межнациональной основе были довольно часты, поскольку представитель любого народа в СССР, прежде всего, воспринимал себя советским человеком. Если в СССР каждая 6-я семья формировалась на межнациональной основе, то в сегодняшней России – только каждая десятая.
В это же время М. Эсамбаев против воли родителя (удивительный поступок с точки зрения традиций кавказских народов – непослушание отцу) тайно посещал занятия в хореографическом кружке при Грозненском дворце культуры. В 1939 году он поступает в училище хореографии в Грозном и вскоре становится солистом-танцором Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской АССР. М. Эсамбаев вспоминал: «Когда я принес домой первые немалые деньги, то папа подумал, что я их украл. Пришлось вести его к руководству труппы. Отец потом долго возмущался: какие-то кривляки на сцене зарабатывают в пять раз больше, чем спины не разгибающие рабочие заводов».
В 1941—1943 годах М. Эсамбаев – танцовщик Пятигорского театра музыкальной комедии, участник фронтовых бригад, выступает перед солдатами на линии фронта, строителями оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В те годы он дал на передовой более 400 концертов. Был тяжело ранен осколком в ногу. Встал вопрос об ампутации, но он не согласился, написав расписку-отказ со словами «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать». Вернулся домой из госпиталя, и родная бабушка исцелила его народными средствами. За месяц он восстановился и снова начал не только нормально ходить, но и танцевать. Начальник госпиталя, увидев Махмуда на обеих ногах, да еще и танцующим, сказал: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете». Позже Эсамбаев был удостоен награды – ордена Отечественной войны 2-й степени.
Он был настолько любим и авторитетен среди советских людей и в мире, что ему дозволялось не снимать папаху, которую он называл «моя корона», на приемах и в общественных местах. Он не снимал ее на встречах с главами государств, но всегда был без нее перед ветеранами Великой Отечественной войны в знак глубочайшего преклонения перед ними. Однажды, в бытность народным депутатом СССР, его папаха произвела беспрецедентное впечатление на руководителя страны Л.И. Брежнева. Это произошло во время одного из заседаний в зале Верховного Совета СССР с участием Л.И. Брежнева. Он, увидев папаху М. Эсамбаева, в шутку, под горячие аплодисменты народных избранников сказал: «Махмуд здесь, пора объявлять сессию открытой!». Да и сам М. Эсамбаев обладал хорошим чувством юмора. Например, однажды его спросили: «Махмуд Алисултанович, вы такой великий человек. Почему у вас нет телохранителей?» Он окинул всех взглядом и в ответ спросил: «А где вы видите тело?».
С началом горбачевской перестройки в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения. Одной из таких организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа, выступавший за выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал советских военно-воздушных сил Д. Дудаев. По приказу Президента РФ Б. Ельцина, с 1 декабря 1994 года начались боевые действия на территории Чечни и в приграничных регионах Северного Кавказа между войсками России и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия с целью восстановления российской власти на территории Чечни.
В ходе военных действий оказалась разрушенной грозненская квартира Махмуда Алисултановича, погибли все награды и сценические костюмы, хранившиеся в музеях г. Грозный. Сам Махмуд вынужден был переехать в Москву. Он очень болезненно переживал события в 1995 году. М. Эсамбаев всю жизнь проповедовал идею единения людей разной веры, разных взглядов и разных национальностей. Его искусство примиряло, объединяло и возвышало. На одном из торжественных приемов он провозгласил тост: «Пусть сдохнут все, кто эту войну начал, и тот, кто за такое не выпьет». При встрече с Д. Дудаевым, когда тот сказал: «Дай, я обниму твое львиное тело», – в ответ прозвучало: «Ты мое тело так не называй, я не кошка. Ты лучше мой народ оставь в покое и вернись туда, откуда пришел. Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом». Узнав о теракте банды басаевцев в Буденновске, в ходе которого погибли более 230 человек из числа военных и гражданских лиц и полторы тысячи людей были взяты в качестве заложников, М. Эсамбаев на весь мир заявил: «Будучи настоящими чеченцами, люди на такие поступки не идут. А люди, которые называют себя чеченцами, не будучи чеченцами, всегда нас подводили, и если эти подонки, которые пошли с оружием на женщин и детей, называют себя чеченцами, тогда, конечно, стыдно быть таким чеченцем. Но мой народ не такой. Поэтому я всегда был, остаюсь и всегда буду с ним». М. Эсамбаев принимал близко к сердцу происходящие на чеченской земле трагедии, глубоко переживал вопиющую несправедливость со стороны лидеров чеченских сепаратистов и ельцинской власти, волновался за судьбу своего народа, за безопасность родных и близких. Легендарный танцор ушел из жизни от последствий инсульта на 76 году жизни 7 января 2000 года.
Сегодня в Чечне воцарился мир и чеченский народ обустраивает свою мирную жизнь. Там помнят и чтят великого земляка. Его именем назван прекрасный пешеходный проспект-бульвар в самом центре Грозного, который стал любимым местом для гуляний горожан и гостей чеченской столицы.
Скульптор А. Темирханов изобразил Махмуда Эсамбаева в папахе, черкеске, танцующим чеченский танец.