logo-2x

МАХМУД ЭСАМБАЕВ, ГЕНИЙ ТАНЦА

Среди актуальных новостей об СВО и множества других важных событий последнего времени, увы, как-то незаметно прошла одна очень важная дата – вековой юбилей Махмуда Эсамбаева. 15 июля 2024 года ему исполнилось бы 100 лет. И гений танца мог бы жить и жить – М. Эсамбаев считал, что он в своем роду станет тоже долгожителем — как его отец, скончавшийся в 106 лет. К сожалению, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине.

К своему стыду, и я эту дату пропустила. А ведь Махмуд Эсамбаев для меня – один из кумиров! Помню, мне было лет девять-десять, учились мы во вторую смену, и как-то мама повела меня утром, перед уроками, в кино – на нашумевший фильм «Земля Санникова». Конечно, фильм мне безумно понравился, но. если честно, я плохо запомнила сюжет картины, потому что всё затмил Чёрный Шаман! Эту роль сыграл уже известный тогда не только в СССР, но и во всём мире артист, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер Махмуд Эсамбаев. Я как заворожённая не могла отвести взгляд от экрана, когда Шаман исполнял свои дивные ритуальные танцы, и казалось, будто это не человек вовсе, а некое сверхъестественное существо, обладающее гуттаперчивым телом.Среди актуальных новостей об СВО и множества других важных событий последнего времени, увы, как-то незаметно прошла одна очень важная дата – вековой юбилей Махмуда Эсамбаева. 15 июля 2024 года ему исполнилось бы 100 лет. И гений танца мог бы жить и жить – М. Эсамбаев считал, что он в своем роду станет тоже долгожителем — как его отец, скончавшийся в 106 лет. К сожалению, здоровье великого мэтра танца подкосила война на родине.

К своему стыду, и я эту дату пропустила. А ведь Махмуд Эсамбаев для меня – один из кумиров! Помню, мне было лет девять-десять, учились мы во вторую смену, и как-то мама повела меня утром, перед уроками, в кино – на нашумевший фильм «Земля Санникова». Конечно, фильм мне безумно понравился, но. если честно, я плохо запомнила сюжет картины, потому что всё затмил Чёрный Шаман! Эту роль сыграл уже известный тогда не только в СССР, но и во всём мире артист, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер Махмуд Эсамбаев. Я как заворожённая не могла отвести взгляд от экрана, когда Шаман исполнял свои дивные ритуальные танцы, и казалось, будто это не человек вовсе, а некое сверхъестественное существо, обладающее гуттаперчивым телом.

Мама объяснила мне, что это известный артист и танцор, чеченец, и я не сразу, но выучила его мудрёное восточное имя… И вот я стала тщательно отслеживать телевизионную программу, и если в программе были каике-то танцы или балет, то садилась у телевизора и ждала – не выступит ли мой кумир?.. В СССР ТВ программа была насыщена культурными мероприятиями, танцы и балет с участием Махмуда Эсамбаева мне удавалось «поймать» много раз. А несколько раз я даже смотрела Эсамбаева в «Лебедином озере»! Это была самая знаменитая роль Махмуда Эсамбаева – роль Ротбарта, злого волшебника и коршуна в фильме-балете «Лебединое озеро»  — советском полнометражном цветном широкоформатном фильме-балете, поставленном на киностудии «Ленфильм» в 1968 году.

И вдруг как гром среди ясного неба – Асамбаев приезжает на гастроли в Рыбинск! Билетов, конечно же, не достать, но мой папа, известный журналист, почти всесилен, и мы получаем билеты, причем, на хорошие места.

И вот я задаюсь вопросом: как же так получилось, что этот гений танца, за право пригласить которого на гастроли выстраивались в очередь иностранные державы, «снизошёл» до Рыбинска? Ответ я получила от папы. История оказалась весьма любопытной и романтичной по-советски. Махмуд Эсамбаев был депутатом Верховного Совета РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов. Рыбинским Производственным Объединением Моторостроения (РПОМ, коллектив которого насчитывал тогда около 50 000 сотрудников) руководил известный по всей стране директор Павел Фёдорович ДЕРУНОВ. Он был уже к этому времени Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, депутат Верховного Совета РСФСР VIII-го созыва.

И вот в Восьмом созыве Верховного Совета РСФСР (Верховный Совет РСФСР VIII созыва работал в период с 1971 по 1975 годы, всего в нём было 894 депутата) они и познакомились. Причём, отнюдь не случайно. Не знаю, как сейчас, но в советское время делегации рассаживались в алфавитном порядке. Ярославская область, как известно, в этом списке последняя. А перед ней – как раз Чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика, тогда так было. Только что прошёл фильм «Земля Санникова», по ТВ транслировали балет «Лебединое озеро» с Эсамбаевым, а тут ещё и места у героя труда и гения танцев оказались рядом. Они познакомились и подружились. И Павел Фёдорович пригласил чеченского друга в Рыбинск выступить перед горожанами. И Эсамбаев не смог отказать.

Народу было в зале – никогда ещё рыбинцы не встречали актёра с таким воодушевлением!

В 1983 году я уехала учиться в Москву, и там всё ждала, когда же будет концерт с участием моего кумира… Но и в столице он был не частый гость. Заграница и родная республика – вот основные территории его гастролей…

Он был не только великий артист-танцор, но и общественный деятель и семьянин. Родился Махмуд в многодетной чеченской семье Алисултана Эсамбаева (отец) и Бикату (мать), и научился танцевать прежде, чем ходить. Тогда мало кто мог предположить, что какое-то время юный танцор станет известным по всему миру.  В пять лет малыша сажали на ослика и возили по сельским свадьбам. Так что в ближайшей окрестности не оказалось ни одной свадьбы, где бы не танцевал юный артист. Однако отец М. Эсамбаева был категорически против того, чтобы сын в качестве основной профессии выбрал танец. К танцу он относился как к красивому кривлянию, которое никак не поможет выбиться в люди и прокормить его в последующей жизни. Он хотел, чтобы его Махмуд стал юристом. Но Махмуд не сдавался, терпя насмешки братьев и гнев отца, который запирал мальчика в доме и прятал его одежду.

Кажется, сама судьба указывала Махмуду нужный путь. В 1934 году посетила Чечню выдающаяся советская актриса Любовь Орлова, которая, увидев танец талантливого ребенка, предсказала ему великое  будущее. Встреча с ней еще сильнее укрепила в нем желание стать  профессиональным танцором.  Немалую роль в творческом становлении М.Эсамбаева сыграла его мачеха. Рано овдовев, отец женился на одесситке Софье Михайловне, которая не просто заменила Махмуду мать, а стала его наставником, другом и ангелом-хранителем. Она обожала своего приемного чеченского сына и ласково называла Мойшей. Именно Софья Михайловна поддержала Махмуда на его трудном пути к большому танцу.

Даже тогда, когда отец ушел от нее к другой женщине, Махмуд остался с ней, со своей еврейской мамой. О своей второй маме в воспоминаниях он писал: «Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять».

В отличие от отца Махмуд отличался постоянством в личной жизни. Он выбрал себе единственную любимую женщину, армянку по национальности, будущего доктора Нину Ханумянц, с которой был знаком с 17-ти лет.  В советское время браки на межнациональной основе были довольно часты, поскольку представитель любого народа в СССР, прежде всего, воспринимал себя советским человеком. Если в СССР каждая 6-я семья формировалась на межнациональной основе, то в сегодняшней России – только каждая десятая.

В это же время М. Эсамбаев против воли родителя (удивительный поступок с точки зрения традиций кавказских народов – непослушание отцу) тайно посещал занятия в хореографическом кружке при Грозненском дворце культуры. В 1939 году он поступает в училище хореографии в Грозном и вскоре становится солистом-танцором Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской АССР. М. Эсамбаев вспоминал: «Когда я принес домой первые немалые деньги, то папа подумал, что я их украл. Пришлось вести его к руководству труппы. Отец потом долго возмущался: какие-то кривляки на сцене зарабатывают в пять раз больше, чем спины не разгибающие рабочие заводов».

В 1941—1943 годах  М. Эсамбаев – танцовщик Пятигорского театра музыкальной комедии, участник фронтовых бригад, выступает перед солдатами на линии фронта, строителями оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В те годы он дал на передовой более 400 концертов. Был тяжело ранен осколком в ногу. Встал вопрос об ампутации, но он не согласился, написав расписку-отказ со словами «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать». Вернулся домой из госпиталя, и родная бабушка исцелила его народными средствами. За месяц он восстановился и снова начал не только нормально ходить, но и танцевать. Начальник госпиталя, увидев Махмуда на обеих ногах, да еще и танцующим, сказал: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете». Позже  Эсамбаев был удостоен награды  – ордена Отечественной войны 2-й степени.

Он был настолько любим и авторитетен среди советских людей и в мире, что ему дозволялось не снимать папаху, которую он называл «моя корона», на приемах и в общественных местах. Он не снимал ее на встречах с главами государств, но всегда был без нее перед ветеранами Великой Отечественной войны в знак глубочайшего преклонения перед ними. Однажды, в бытность народным депутатом СССР, его папаха произвела беспрецедентное впечатление на руководителя страны Л.И. Брежнева. Это произошло во время одного из заседаний в зале Верховного Совета СССР с участием Л.И. Брежнева. Он, увидев папаху М. Эсамбаева, в шутку, под горячие аплодисменты народных избранников сказал: «Махмуд здесь, пора объявлять сессию открытой!».  Да и сам М. Эсамбаев обладал хорошим  чувством юмора. Например, однажды его  спросили: «Махмуд Алисултанович, вы такой великий человек. Почему у вас нет телохранителей?» Он окинул всех взглядом и в ответ спросил: «А где вы видите тело?».

С началом горбачевской перестройки в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения. Одной из таких организаций стал созданный в 1990 году Общенациональный конгресс чеченского народа, выступавший за выход Чечни из состава СССР и создание независимого чеченского государства. Его возглавил бывший генерал советских военно-воздушных сил Д. Дудаев. По приказу Президента РФ Б. Ельцина, с 1 декабря 1994 года начались боевые действия на территории Чечни и в приграничных регионах Северного Кавказа между войсками России и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия с целью восстановления российской власти на территории Чечни.

В ходе военных действий оказалась разрушенной грозненская квартира Махмуда Алисултановича, погибли все награды и сценические костюмы, хранившиеся в музеях г. Грозный. Сам Махмуд вынужден был переехать в Москву. Он очень болезненно переживал события в 1995 году. М.  Эсамбаев всю жизнь проповедовал идею единения людей разной веры, разных взглядов и разных национальностей. Его искусство примиряло, объединяло и возвышало.  На одном из торжественных приемов он провозгласил тост: «Пусть сдохнут все, кто эту войну начал, и тот, кто за такое не выпьет». При встрече с Д. Дудаевым, когда тот сказал: «Дай, я обниму твое львиное тело», – в ответ прозвучало: «Ты мое тело так не называй, я не кошка. Ты лучше мой народ оставь в покое и вернись туда, откуда пришел. Я всегда был, остаюсь и всегда буду со своим народом». Узнав о теракте банды басаевцев в Буденновске, в ходе которого погибли более 230 человек из числа военных и гражданских лиц и полторы тысячи людей были взяты в качестве заложников, М. Эсамбаев на весь мир заявил: «Будучи настоящими чеченцами, люди на такие поступки не идут. А люди, которые называют себя чеченцами, не будучи чеченцами, всегда нас подводили, и если эти подонки, которые пошли с оружием на женщин и детей, называют себя чеченцами, тогда, конечно, стыдно быть таким чеченцем. Но мой народ не такой. Поэтому я всегда был, остаюсь и всегда буду с ним». М. Эсамбаев принимал близко к сердцу происходящие на чеченской земле трагедии, глубоко переживал вопиющую несправедливость со стороны лидеров чеченских сепаратистов и ельцинской власти, волновался за судьбу своего народа, за безопасность родных и близких. Легендарный танцор ушел из жизни от последствий инсульта  на 76 году жизни 7 января 2000 года.

Сегодня в Чечне воцарился мир и чеченский народ обустраивает свою мирную жизнь. Там помнят и чтят  великого земляка. Его именем назван прекрасный пешеходный проспект-бульвар в самом центре Грозного, который стал любимым местом для гуляний горожан и гостей чеченской столицы.

Скульптор А. Темирханов изобразил Махмуда Эсамбаева в папахе, черкеске, танцующим чеченский танец.

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...