Вспомним своё детство. Двор в любом городе, хоть в мегаполисе, хоть в райцентре, был наполнен детьми, мячами, смехом, прыжками и беготнёй. Мы играли в вышибалы и прятки, скакали в классики, заказывали себе одежду в игре часики, отгадывали название городов… И что интересно, настоящая игра начиналась лишь когда к нам приходили старшие, 16-20-летние, а они приходили, как правило, к вечеру. И это была битва! Мячом могли зашибить, в этом был и ужас, и азарт, и драйв, и, самое главное, скандалы закатывать некому – старшие великолепно равнодушны, иди реви к мамочке. Играли до красноты и пота, прибегали домой, выпивали ковш ледяной воды, и снова в бой.
Как сейчас дела обстоят с передачей игрового опыта от старшего к младшему? Молодежь уже не играет, и даже если вдруг захотела бы, и задела мячом дитятко, тут же была бы растерзана мамочкой, которая сидит рядом, бдит. А то мамочка и полицию вызовет. Себе дороже…
Да, подвижные игры – это часто и боль, и разбитые коленки. Но это такое владение своим телом и, соответственно эмоциями, волей, психическими процессами! Именно этого будет добиваться хороший нейропсихолог на групповых занятиях годами, используя в своей работе… подвижные игры с правилами!
Дворовая детская субкультура в современной России почти исчезла из-за урбанизации и тревожности родителей. Этой проблеме посвящено исследование доктора педагогических и психологических наук, профессора МГПУ Александра Савенкова. Выжимка из работы приводится на портале Naked Science.
Раньше дворовые игры были важной частью детской социализации: они помогали усвоить нормы конкретного сообщества, вырабатывали стрессоустойчивость и формировали самоидентичность, говорится в исследовании. Однако в современном обществе родители стараются свести к минимуму время, которое их дети проводят во дворах. В результате они гораздо меньше общаются со сверстниками, их досуг постоянно контролируют взрослые, а игровые площадки стали похожи на тренажеры.
При этом неверно думать, что современные дети стали меньше играть: просто их игры стали другими и во многом происходят в планшетах и смартфонах. Однако правильная организация уличных игровых площадок и городской среды могла бы частично решить проблему и сохранить уникальную отечественной традицию детской субкультуры. Однако этого, к сожалению, не происходит.
Почему? А ведь возобновление дворовых игр могло бы решить многие психологические и физиологические проблемы современных детей. Только вот слишком мало об этом сейчас думают.
Недоигравшие в ролевые игры дети, вырастая, просто не понимают – как выстраивать отношения в группе. Да, к ним на помощь приходят многочисленные психологи, чаще всего платные, и кое-чего достигают. За деньги и огромное количество времени. А ведь в настоящей дворовой игре ребенок двигается, говорит, думает. В процессе игры развиваются все высшие психические функции – внимание, память, мышление, воображение, восприятие, через игру формируется эмоционально-волевая сфера. Поэтому всё детством предыдущих поколений было пропитано игрой .Сюжет игры берется ребенком из окружающих его впечатлений, а при помощи принятой роли ребенок отождествляет себя со взрослым, примеряя на себя его деятельность.
Сведения о работе машиниста, полученные в игре, запомнятся гораздо прочнее аналогичных сведений, сообщенных в виде лекции. В сюжетно-ролевой игре дети прорабатывают два вида отношений – организационные (кто кем будет, сколько времени займет игра, какие предметы понадобятся) – и собственно ролевые (мама и дочка, врач и пациент). Сам себе и режиссер, и актер. Разве это не здорово?