Тридцать лет спустя в школы возвращают начальную военную подготовку.
ЗАПОЗДАЛАЯ РЕАКЦИЯ
Министерство просвещения Российский Федерации реагирует на вызовы современности. За этой избитой фразой скрываются совершенно запоздалые инициативы, но уже лучше сейчас, чем никогда.
В комплексе решений, например, еженедельные классные часы «Разговоры о важном». Идея положительная, но учитель в данной истории выступает простым ретранслятором материалов, подготовленных министерством – на профильном сайте разработаны сценарий занятия, видео, некие интерактивные элементы и прочая инфраструктура.
Неужели педагог сам не может донести до детей истину о самом важном? Видимо, не может, раз пришлось строить буквально пошаговую инструкцию.
Непонятно совсем – зачем человеку высшее образование, если ему предоставляют сценарий не просто с текстом учителя, но и вопросами, которые задаются школьникам. Это неудивительно – спустя десятилетия развала педагогического образования и откровенного принижения статуса педагога, что никаким образом не способствовало появлению на уроках мотивированных и талантливых профессионалов.
Еще несколько нововведений от Министерства просвещения. Сергей Кравцов на последнем «правительственном часе» в Государственной думе анонсировал изменения в преподавании школьной истории. Официальный ресурс российских законотворцев duma.gov.ru освещает выступление министра:
«Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня – специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов – будут отражены в учебниках по истории. Сергей Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход».
К слову, до последнего времени во всем школьном образовании преобладал этот европоцентричный подход. Начиная от самых модных и, по мнению некоторых педагогов, очень прогрессивных практик преподавания и заканчивая заимствованиями в терминологии. Сколько копий было сломано вокруг «митапов», «хакатонов», «питч-сессии» и прочей ереси, насаждаемой в школе. Сейчас ситуация меняется, но есть очень стойкое ощущение, что после завершения специальной военной операции все вернется на круги своя. Впрочем, это касается не только школы.
А пока в Государственной думе вдруг вспомнили про важность учительской профессии. Оцените пассаж председателя комитета по контролю ГД Олега Морозова:
«Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире».
АРМИЯ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
До 1 января 2023 года разрабатывается школьный модуль начальной военной подготовки. Затем этап апробации в пилотных школах, а с 1 сентября -полноценное включение в школьные программы. О нюансах этого поговорим чуть позже, а сейчас попробуем разобраться, почему о НВП заговорили только сейчас.
Предпосылки для возврата школьного курса были еще в 2008 году в связи с переходом на годичную срочную службу. Тем не менее ничего сделано не было. Со стороны Министерства обороны сократили число военных кафедр в вузах, отменили часть отсрочек по состоянию здоровья и прочие послабления. Но это лишь позволило увеличить число призывников, но никак не сказалось на качественной подготовке.
Подобная ситуация случилась в Советском Союзе в 1967 году, когда аналогично на один год сократили срок службы в армии. Но тогда Верховный Совет вернул в школы курс НВП, который убрали пятью годами ранее.
В общей сложности, советский школьник должен был освоить не менее 140 часов военной дела. История подсказывала, что и в 2008 году требовалось возвратить курс допризывной подготовки в качестве школьного предмета. Подчеркну, в качестве отдельного учебного плана с квалифицированным педагогом.
Но оставили только 35-часовые военные сборы для 10-классников. Хорошая идея, но сильно ограничена спецификой населенного пункта. Если поблизости есть войсковая часть, то будущие призывники действительно на себе могли ощутить, что такое срочная военная служба. А в самых эксклюзивных случаях даже проходили полноценный курс обучения, включающий, помимо прочего, сразу шесть часов тактической подготовки.
По плану десятиклассники изучали современный общевойсковой бой, основные приемы, сигналы управления, оповещения, а также правила и приемы стрельбы, способы ориентирования на местности. Ради интереса, уточните у знакомых выпускников школ, чем они занимались на военных сборах. Особенно у тех, которым не повезло, и сборы они проходили с учителями ОБЖ (физической культуры) у себя в школе. Это когда на два-три класса пять макетов АКМ, десять противогазов и пара-тройка пневматических винтовок.
Сейчас же нас уверяют, что в рамках НВП парни на уроках займутся, наконец, изучением устройства гранат. Ну, а чем военные сборы плохи в этом случае? В рекомендованном учебном плане для 10 класса шесть часов выделено на тему «Огневая подготовка». В содержании – изучение устройства стрелкового оружия, ручных боевых гранат, подготовку оружия к стрельбе и требования к метанию ручных имитационных гранат. Это же направление дублируется в программе движения «Юнармия» и профильных кадетских классов.
В общем, инициатива по возврату начальной военной подготовки в школу выглядит больше политической акцией министерства, чем реальной программой действий. Дескать, мы тоже чем можем помогаем.
Давайте начистоту – современные выпускники школы ни морально, ни физически не готовы к военной службе. Не все без исключения, но абсолютное большинство. В среде старшеклассников гораздо больше разговоров о том, как бы от армии откосить, чем о перспективах военной службы. Тотальная инфантильность подрастающего поколения стала нормой жизни. Где-то на этом этапе запускается тот самый замкнутый круг, когда молодые мужья становятся отцами, не выносят груза ответственности и бросают свои семьи. Мальчики, воспитанные матерями-одиночками, зачастую вырастают такими, как их отцы, инфантильными, и история повторяется вновь.
Почему выпускники индифферентны к военной службе? Можно бесконечно в этом винить школьных учителей, воспитателей, директоров и прочий «обслуживающий педагогический персонал», но главная ответственность лежит на принятой государственной политике. Армия в новом прочтении должна быть преимущественно профессиональной, а срочную службу можно упразднить до 12 месяцев. Воспитанием офицерского корпуса займутся профильные классы, «Юнармия», кадетские, казачьи, суворовские и нахимовские училища. И все будет хорошо. Как показали последние девять месяцев, все совсем не так.
Теперь о том, каким образом планируется интегрировать НП в учебный процесс. Места для этого предмета в школьном расписании просто нет. За время смены министров образования в школах добавилась пара совершенно ненужных предметов – астрономия и немецкий язык. Недавно ученых мужей от образования хватила лихорадка финансовой и функциональной грамотности, которой планируют обучить каждого. Пока до отдельного предмета, к счастью, дело не дошло. Сначала у Министерства была идея включить НВП в курс ОБЖ, но «посчитали – прослезились». В предмете и без этого часов недостаточно для освоения элементарных навыков выживания, а здесь еще и углубленная военная подготовка. Конечно, всегда можно выделить пару часов на новый модуль, но это не наш метод.
В итоге остановились на следующем варианте. Начальная военная подготовка в полной мере будет реализована только в профильной программе ОБЖ старшей школы, где предусмотрен модуль «Элементы НВП». В базовой программе все останется как прежде. Если проще, то военные навыки получат только кадеты, казаки и юнармейцы. А вот для 5–9 классов Министерство просвещения вообще не включает НВП в учебную программу, а предлагает реализовать в виде факультативной внеурочной нагрузки. Примерно на уровне школьных танцевальных и театральных кружков.
В общей сложности, за весь период обучения школьники должны освоить не менее 335 часов военной подготовки, в ходе которых, по данным РИА Новости, «изучат строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат, навыки действия в современном общевойсковом бою, состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп». Только вот это будет необязательный внеучебный предмет, то есть без оценок и итоговой аттестации. И оплата для педагогов будет соответствующая, а значит и отношение к предмету.
Под громким лозунгом о грядущем возврате НВП многие представили идиллическую картину массовой подготовки будущих призывников в лучших традициях советской школы. Теперь ожидания придется откорректировать.
Автор:
Евгений Федоров
«Военное обозрение»