logo-2x

НВП – срочно в школы!

Тридцать лет спустя в школы возвращают начальную военную подготовку.

ЗАПОЗДАЛАЯ РЕАКЦИЯ

Министерство просвещения Российский Федерации реагирует на вызовы современности. За этой избитой фразой скрываются совершенно запоздалые инициативы, но уже лучше сейчас, чем никогда.

В комплексе решений, например, еженедельные классные часы «Разговоры о важном». Идея положительная, но учитель в данной истории выступает простым ретранслятором материалов, подготовленных министерством – на профильном сайте разработаны сценарий занятия, видео, некие интерактивные элементы и прочая инфраструктура.

Неужели педагог сам не может донести до детей истину о самом важном? Видимо, не может, раз пришлось строить буквально пошаговую инструкцию.

Непонятно совсем – зачем человеку высшее образование, если ему предоставляют сценарий не просто с текстом учителя, но и вопросами, которые задаются школьникам. Это неудивительно – спустя десятилетия развала педагогического образования и откровенного принижения статуса педагога, что никаким образом не способствовало появлению на уроках мотивированных и талантливых профессионалов.

Еще несколько нововведений от Министерства просвещения. Сергей Кравцов на последнем «правительственном часе» в Государственной думе анонсировал изменения в преподавании школьной истории. Официальный ресурс российских законотворцев duma.gov.ru освещает выступление министра:

«Говоря о важности преподавания истории, он сообщил, что события сегодняшнего дня – специальная военная операция, вхождение в состав России новых регионов – будут отражены в учебниках по истории. Сергей Кравцов также отметил, что в преподавании и всеобщей, и отечественной истории сегодня преобладает европоцентричный подход».

К слову, до последнего времени во всем школьном образовании преобладал этот европоцентричный подход. Начиная от самых модных и, по мнению некоторых педагогов, очень прогрессивных практик преподавания и заканчивая заимствованиями в терминологии. Сколько копий было сломано вокруг «митапов», «хакатонов», «питч-сессии» и прочей ереси, насаждаемой в школе. Сейчас ситуация меняется, но есть очень стойкое ощущение, что после завершения специальной военной операции все вернется на круги своя. Впрочем, это касается не только школы.

А пока в Государственной думе вдруг вспомнили про важность учительской профессии. Оцените пассаж председателя комитета по контролю ГД Олега Морозова:

«Советский школьный учитель, по мнению американцев, переиграл их в борьбе за космос. У российского учителя сегодня задача сложнее: он должен сформировать поколение, которое в жесточайшей борьбе обеспечит достойное место России в современном мире».

АРМИЯ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ

До 1 января 2023 года разрабатывается школьный модуль начальной военной подготовки. Затем этап апробации в пилотных школах, а с 1 сентября -полноценное включение в школьные программы. О нюансах этого поговорим чуть позже, а сейчас попробуем разобраться, почему о НВП заговорили только сейчас.

Предпосылки для возврата школьного курса были еще в 2008 году в связи с переходом на годичную срочную службу. Тем не менее ничего сделано не было. Со стороны Министерства обороны сократили число военных кафедр в вузах, отменили часть отсрочек по состоянию здоровья и прочие послабления. Но это лишь позволило увеличить число призывников, но никак не сказалось на качественной подготовке.

Подобная ситуация случилась в Советском Союзе в 1967 году, когда аналогично на один год сократили срок службы в армии. Но тогда Верховный Совет вернул в школы курс НВП, который убрали пятью годами ранее.

В общей сложности, советский школьник должен был освоить не менее 140 часов военной дела. История подсказывала, что и в 2008 году требовалось возвратить курс допризывной подготовки в качестве школьного предмета. Подчеркну, в качестве отдельного учебного плана с квалифицированным педагогом.

Но оставили только 35-часовые военные сборы для 10-классников. Хорошая идея, но сильно ограничена спецификой населенного пункта. Если поблизости есть войсковая часть, то будущие призывники действительно на себе могли ощутить, что такое срочная военная служба. А в самых эксклюзивных случаях даже проходили полноценный курс обучения, включающий, помимо прочего, сразу шесть часов тактической подготовки.

По плану десятиклассники изучали современный общевойсковой бой, основные приемы, сигналы управления, оповещения, а также правила и приемы стрельбы, способы ориентирования на местности. Ради интереса, уточните у знакомых выпускников школ, чем они занимались на военных сборах. Особенно у тех, которым не повезло, и сборы они проходили с учителями ОБЖ (физической культуры) у себя в школе. Это когда на два-три класса пять макетов АКМ, десять противогазов и пара-тройка пневматических винтовок.

Сейчас же нас уверяют, что в рамках НВП парни на уроках займутся, наконец, изучением устройства гранат. Ну, а чем военные сборы плохи в этом случае? В рекомендованном учебном плане для 10 класса шесть часов выделено на тему «Огневая подготовка». В содержании – изучение устройства стрелкового оружия, ручных боевых гранат, подготовку оружия к стрельбе и требования к метанию ручных имитационных гранат. Это же направление дублируется в программе движения «Юнармия» и профильных кадетских классов.

В общем, инициатива по возврату начальной военной подготовки в школу выглядит больше политической акцией министерства, чем реальной программой действий. Дескать, мы тоже чем можем помогаем.

Давайте начистоту – современные выпускники школы ни морально, ни физически не готовы к военной службе. Не все без исключения, но абсолютное большинство. В среде старшеклассников гораздо больше разговоров о том, как бы от армии откосить, чем о перспективах военной службы. Тотальная инфантильность подрастающего поколения стала нормой жизни. Где-то на этом этапе запускается тот самый замкнутый круг, когда молодые мужья становятся отцами, не выносят груза ответственности и бросают свои семьи. Мальчики, воспитанные матерями-одиночками, зачастую вырастают такими, как их отцы, инфантильными, и история повторяется вновь.

Почему выпускники индифферентны к военной службе? Можно бесконечно в этом винить школьных учителей, воспитателей, директоров и прочий «обслуживающий педагогический персонал», но главная ответственность лежит на принятой государственной политике. Армия в новом прочтении должна быть преимущественно профессиональной, а срочную службу можно упразднить до 12 месяцев. Воспитанием офицерского корпуса займутся профильные классы, «Юнармия», кадетские, казачьи, суворовские и нахимовские училища. И все будет хорошо. Как показали последние девять месяцев, все совсем не так.

Теперь о том, каким образом планируется интегрировать НП в учебный процесс. Места для этого предмета в школьном расписании просто нет. За время смены министров образования в школах добавилась пара совершенно ненужных предметов – астрономия и немецкий язык. Недавно ученых мужей от образования хватила лихорадка финансовой и функциональной грамотности, которой планируют обучить каждого. Пока до отдельного предмета, к счастью, дело не дошло. Сначала у Министерства была идея включить НВП в курс ОБЖ, но «посчитали – прослезились». В предмете и без этого часов недостаточно для освоения элементарных навыков выживания, а здесь еще и углубленная военная подготовка. Конечно, всегда можно выделить пару часов на новый модуль, но это не наш метод.

В итоге остановились на следующем варианте. Начальная военная подготовка в полной мере будет реализована только в профильной программе ОБЖ старшей школы, где предусмотрен модуль «Элементы НВП». В базовой программе все останется как прежде. Если проще, то военные навыки получат только кадеты, казаки и юнармейцы. А вот для 5–9 классов Министерство просвещения вообще не включает НВП в учебную программу, а предлагает реализовать в виде факультативной внеурочной нагрузки. Примерно на уровне школьных танцевальных и театральных кружков.

В общей сложности, за весь период обучения школьники должны освоить не менее 335 часов военной подготовки, в ходе которых, по данным РИА Новости, «изучат строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат, навыки действия в современном общевойсковом бою, состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп». Только вот это будет необязательный внеучебный предмет, то есть без оценок и итоговой аттестации. И оплата для педагогов будет соответствующая, а значит и отношение к предмету.

Под громким лозунгом о грядущем возврате НВП многие представили идиллическую картину массовой подготовки будущих призывников в лучших традициях советской школы. Теперь ожидания придется откорректировать.

Автор:

Евгений Федоров

«Военное обозрение»

https://topwar.ru/

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...