Один из самых красивых и умных видов спорта – парусный спорт. И фанатами его становятся те, кому, как в известной песне Александра Городницкого,
«И тесны домашние стены,
И душен домашний покой,
Когда паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой».
Яхтсмены – это рисковые люди с совершенно особым характером. Ведь сейчас мы в повседневной жизни не сталкиваемся с опасностями и испытаниями, поэтому люди отважные и гордые ищут дополнительные стимулы, которые мотивируют их к переживанию таких эмоциональных состояний, как азарт, воодушевление, удовольствие, радость.
9-10 июля в г. Приморске Выборгского района Ленобласти прошли Первенство Северо-Западного Федерального округа и Чемпионат Северо-Западного федерального округа по парусному спорту. Участвовали спортсмены из Карелии, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Калининградской, Новгородской, Псковской областей, из областных городов Северо-Запада – всего около 300 спортсменов. Прибыли посоревноваться и москвичи. Состязания проходили на базе МБОУДОД «Центр» спортивной школы детско-юношеской школы «Норд-вест».
На подъезде к школе и к заливу – палаточный городок. Удивляюсь. Однако Михаил Юрьевич ГЛАВАЦКИЙ – заведующий СДЮПШ “Норд-Вест”, тренер-преподаватель, депутат Выборгского муниципального района, директор и тренер по парусному спорту в МБУ «Спортивный центр г. Приморск», президент Федерации парусного спорта Ленинградской области и главный тренер сборной – сказал, что это нормально. Ведь на соревнования прибыли почти три сотни спортсменов, и многие поселились в палатках отнюдь не из соображений экономии, а просто им так нравится. И то сказать – среди друзей на берегу залива, где белеют паруса любимых яхт…
Сейчас спорт, к сожалению, не так востребован, как в былые времена. Причины известны: и недоступность для многих из-за дороговизны, и гаджеты, заменяющие собой всё и всех… Но главный судья соревнований Дмитрий Александрович КИБИРЕВ уверен: несмотря ни на что парусный спорт в Ленобласти существует, живёт и процветает.
– Да, есть трудности, как и везде, но, тем не менее, проблемы решаются, регаты проводятся, приезжает много спортсменов Вот и сегодня – участники от 9 до 18 в Первенстве и без ограничений с 14 лет – в Чемпионате.
– Как Вы пришли в парусный спорт? – задаю вопрос.
– Я этим спортом занимаюсь с 11 лет. Мечта детская была плавать на кораблике. Вот и пошёл в яхтклуб. Так и понеслось…
– На ваш взгляд, чем отличаются яхтсмены от других спортсменов?
– О, это особые люди! Ведь парусный спорт связан с риском на воде, поэтому тот, кто приходит и остается, уже понимают, что он делает, осознаёт свои действия, опасности, риски опасность. Наши спортсмены рано привыкают принимать самостоятельные решения в любых сложных условиях. Потому что на воде ты отвечаешь и за себя, и за свою команду. Соответственно, всё, что происходит, надо оценивать сразу, быстро на воде. Ведь до берега далеко, поэтому рулевому не на кого и не на что надеяться, он всё решает сам. Ну и экипаж, конечно. Весь экипаж работает на живучесть корабля – это военно-морским языком. Рвутся паруса, что-то происходит на воде, на лодке – все решения нужно принимать сходу.
Моряками становятся далеко не все спортсмены. Но те, кто остались здесь, кого это зацепило – остаются здесь навсегда. Дмитрий Александрович, например, Я закончил Ленинградский кораблестроительный институт, работал всегда в морской теме.
– Вчера (9 июля) прошёл 2-ой день соревнований, мы провели 4 гонки, был хороший ветер, хорошая погода. Немного ветер уходил, но мы оперативно переставляли знаки, и все остались довольны. Сегодня (10 июля) у нас короткий, во второй половине дня награждения.
– Бывает, что ветра нет, – добавляет Михаил Юрьевич, – и мы так и не выйдем на рейд, тогда подводим итоги по предыдущим дням.
– Я обычно не загадываю, – говорит главный судья, – у нас многое зависит от ветра. Есть временной интервал – от и до – и мы в этот временной интервал проводим столько соревнований, сколько успеваем.
Побеждает в парусном спорте, как и везде, всегда сильнейший. Однако парусный спорт – это ещё и технический вид спорта. Тут нужно уметь настраивать паруса, лодку подготовить соответствующим образом, принять много инженерных решений. Недаром парусный спорт ещё называют шахматами на воде. Потому что после старта начинается гонка, и нужно крепко подумать, прежде чем выбрать, где стартовать, с какой стороны стартовой линии – справа или слева. Дальше нужно оценить все заходы ветра, насколько они выгодны вам или невыгодны. Бывает так, что заходишь в угол – а он невыгоден, и ты проиграл. То есть, надо постоянно думать, смотреть за ветром, течением, за волнами, контролировать свой парус. Плюс к этому нужно смотреть за соперниками, куда он пошёл, может быть, там выгоднее… Нужно не только управлять лодкой (то есть, настраивать паруса, крутить штурвал, думать, куда вы идете и как выбирать курс под нужный ветер), но и понимать, как прийти в пункт назначения первым.
После того как вы успешно стартовали, начинается самое сложное и самое интересное — вам нужно решить, куда же на самом деле идти, чтобы всех победить. Просто идти на яхте из одного пункта в другой — не так сложно, а вот идти быстрее всех на финиш — это задачка серьёзная. И этому можно всю жизнь учиться, каждый раз кайфовать, испытывать азарт и развиваться.
Участники регаты, отдыхая от работы, продолжают совершенствовать свои аналитические навыки и тренировать мозг, потому что думать на яхте нужно постоянно, чтобы выиграть и не попасть в аварию.
В общем, регата учит коммуникации и управленческим навыкам. Помимо этого, парусные гонки — это возможность получить новые знания. Например, о том, как работает ветер. Сначала кажется, что ветер — это нечто абстрактное и непонятное, а со временем вы начинаете чувствовать его, осознавать, как он работает. И это вызывает безумный азарт. Вы же все-таки управляете огромной многотонной махиной, которая несется на огромной скорости навстречу другой яхте. И вам нужно выиграть и при этом не потерпеть крушение.
Парусный спорт развивает такие важные для лидера компетенции, как умение сплоченно работать в команде и стратегически и тактически мыслить, а также заставляет выйти за пределы зоны комфорта, проявлять устойчивость и настойчивость…
Элементы везения? Да, они есть, как и везде.
– Бывает,- рассказывает Кибирев, – что человек плохо прошёл первый круг, и с расстройства направился в другую сторону, отличную от всех, и ему там может повезти. Вот он решил – все направо, а я налево, и вдруг ветер пришёл налево – совершенно нежданно, непредсказуемо. И ему повезло – он первый!
Смотрю, как дети и подростки спускают яхты – скоро 11 часов, будет старт. Если, конечно, хороший ветер… Парусный спорт практически не имеет возраста! С 5 лет дети приходят заниматься, и с 9 уже могут выступать на соревнованиях. Есть и старожилы. Один из них – Борис Александрович ХАБАРОВ, легенда парусного спорта, ему 92 года, коренной ленинградец, переживший блокаду, он до сих пор ходит летом на яхте, зимой на буере. Неоднократно выигрывал чемпионаты, известный советский и российский яхтсмен и буерист, участник Олимпийских игр 1972 года, двукратный чемпион СССР, мастер спорта СССР (1961). Лауреат национальной премии яхтсмен 2014 года в номинации «За преданность парусному спорту».
Что же, парусный спорт того стоит!
(Продолжение следует)