Ещё в марте Михаил Мишустин поручил проанализировать бюрократическую нагрузку на преподавателей вузов, сказав:
«Этот год у нас особенный. Он объявлен Президентом Годом педагога и наставника, чтобы привлечь большее внимание общества к труду людей, которые занимаются молодежью, детьми, которые фактически занимаются нашим будущим. Кроме того, что мы должны улучшать все условия для учителей, необходимо снижать бюрократические административные нагрузки».
Ожидалось, что в сентябре педагоги уже почувствует облегчение. Однако, по отзывам педагогов, такого чувства у них не возникло.
Снова был поднят вопрос о бумажной нагрузке. В связи с этим была внесена поправка в законодательство, согласно которой Минпросвещения устанавливает перечень документов, которые должен заполнять учитель. Учителя получили законное право ссылаться на нормативный акт как на ограничитель бюрократической нагрузки. В июне 2023 года на основе мнений учителей была создана карта регионов и муниципалитетов, где школы забюрократизированы.
На днях в Правительстве вновь вернулись к этому вопросу. Рособрнадзор подготовил новые поправки в закон “Об образовании”. Они еще больше сократят объем бумажной нагрузки на педагогов всех уровней. Об этом рассказала советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова.
– Мы начали решать эту проблему с учителей школ, как самой массовой категории. Теперь нужны четкие рамки, за пределами которых никто ничего не сможет запрашивать, и для педагогов других уровней образования, – подчеркнула Алтыникова.
Поправки дадут федеральным органам исполнительной власти возможность утверждать фиксированный перечень, форму и структуру документов для педагога. Больше того, что будет в перечне, никто требовать не вправе.
Напомним, для школьных учителей такой перечень уже введен приказом Минпросвещения. В школьном перечне – 5 документов. По словам Натальи Алтыниковой, примерные списки для других уровней образования уже подготовлены. Планируется, что для воспитателей детских садов будет два обязательных документа, для педагогов в колледжах – шесть, а для преподавателей вузов – четыре. Будет апробация – в 24 образовательных организациях шести пилотных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Пензенская, Нижегородская и Владимирская области).
О том, что на плечи учителей ложится просто гора бумаг, которые запрашивают разные ведомства, говорится давно. И федеральные образовательные структуры не раз заявляли о том, что подобное недопустимо. Но, несмотря на это, например, в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете только за последние три месяца в вуз поступило 854 запроса из различных министерств и ведомств, а средний объем документации, которую образовательная организация должна разрабатывать за год, составляет почти 95 тысяч страниц.