logo-2x

Почему карьера учителя — не тупик. Рассказывают студенты педвузов, у которых все получилось

Кажется, карьера учителя обречена на тупик в виде должности завуча. Молодые специалисты доказывают обратное! Вместе с проектом «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей» рассказываем истории студентов, у которых получилось реализоваться в профессии, и даем советы, как сделать так, чтобы получилось у каждого.

По подсчетам ТАСС, в среднем дефицит преподавателей в регионах России составляет 3,7%, а в некоторых субъектах уже превышает 10%. Однако, согласно данным Минпросвещения за 2023 год, интерес абитуриентов к педагогическим специальностям все-таки растет: в прошлом году число выпускников, подавших документы в педвузы, выросло на 100 тысяч.

Получается, что в педвузы школьники все еще хотят поступать — и поступают. Но в школы почему-то не идут. Мы поговорили с участниками проекта «Флагманы образования», чтобы выяснить, что молодые педагоги и их коллеги думают о своем будущем. Как оказалось, работать учителями пока готовы не все — планы намного грандиознее.

«Цель — стать министром просвещения, не меньше»

Артем ТЕМНОВ, студент 1-го курса магистратуры НГПУ им. К. Минина, специалист по методическому сопровождению:

– В школе я всегда думал о том, что хочу приносить людям пользу. До 6-го класса мечтал быть врачом, потом стал членом крупной детской организации и начал участвовать в мероприятиях. Тогда я понял, что мне нравится объяснять сверстникам новый материал, который понятен мне самому. Так появилась четкая мотивация стать педагогом.

Из моей школы около 15% ребят тоже пошли в педагогический. К сожалению, не все остались в профессии, но кто-то выбрал деятельность, близкую к преподаванию. Они не работают в школе, но учат детей на онлайн-курсах, запускают свои образовательные стартапы — им помогают университетские знания.

Когда я пришел на первый курс, я ставил себе планку стать министром просвещения, не меньше. Сразу понимал: я вхожу в профессию, чтобы достичь высокого уровня. Не потому, что я хочу построить карьеру, а для того, чтобы помочь своими идеями улучшить систему образования.

Практика в вузе убедила меня, что я выбрал правильный путь. Со второго курса началась работа в школе, на стажировке нам помогали лучшие преподаватели области. Вместе с ними мы провели первые уроки — это очень важный опыт. Можно долго говорить о методике обучения, но, пока ты сам не встал перед детьми и не попробовал организовать урок, представление об этом будет смутным.

На пятом курсе практика повторилась: если на первом многие однокурсники вообще не хотели становиться педагогами, то на пятом большинство из них уже устроились в школы. Я начал выступать экспертом на мероприятиях и решил поучаствовать в конкурсе «Флагманы образования», чтобы узнать, какими профнавыками я уже обладаю, а какие нужно наверстать. По итогам программы я стал одним из 10 победителей, познакомился с талантливыми молодыми преподавателями и получил стажировку в издательстве «Просвещение». Все это дало отличный толчок для карьерного роста.

Сейчас я работаю специалистом проекта «Навигаторы детства» в Нижегородской области и собираюсь идти в аспирантуру, изучать теорию и практику воспитания. Никто не запрещает мне пойти преподавать в школу, но работа на общерегиональном уровне сейчас тоже необходима. Я понимаю потребности коллег в сфере образования, и, если я могу принести пользу на своем месте, я это сделаю.

«Думал, буду сидеть с детьми за партой, а теперь езжу по всей стране»

Семен ЦВЕТКОВ, студент 1-го курса магистратуры ВГСПУ, учитель математики и информатики:

– В школе у меня, как и у многих, была проблема: я не мог определиться, куда пойти учиться дальше. Однако у меня был личный пример — моя мама, которая работает учительницей русского и литературы. Я размышлял, чем хотел бы заниматься в будущем, и понял, что образование — самая понятная для меня сфера. Учить людей чему-то новому мне тоже нравилось, поэтому я целенаправленно пошел в педагогический.

На третьем курсе началась первая практика в детском лагере, и мое отношение к профессии поменялось. Если до этого я сомневался в выборе, то теперь, проведя смену с детьми, проникся чувством любви, научился сопереживать и помогать им. Понял, что дети — особая аудитория, которая видит тебя настоящим, ценит искренность и отвечает на любовь взаимностью.

С 2021 года я участвую в конкурсе «Флагманы образования». Мне нравятся испытания, в которых нужно справляться с задачами из реальной жизни молодого учителя. За эти годы я познакомился с молодыми специалистами из разных регионов, мы даже объединились в некое неформальное сообщество и постоянно общаемся онлайн. Радует, что я могу получить опыт от талантливых единомышленников и обратиться за помощью к учителям, которых могу назвать своими друзьями.

Это вселяет уверенность в себе и в общем будущем. Когда я только поступал в вуз, думал, что буду подолгу сидеть с детьми за партами и читать презентации. А оказалось, что преподаватель может ездить по России, знакомиться с коллегами и вместе придумывать классные проекты. Финалистам конкурса предлагают поучаствовать в программе кадрового резерва — это тоже отличная возможность найти первую вакансию.

Сейчас я учусь в магистратуре, преподаю в вузе и продолжаю размышлять над будущим. Скорее всего, я продолжу учебу в аспирантуре, чтобы заняться научной и педагогической деятельностью. У меня есть идея разработать курс по цифровой безопасности для детей. В рамках школьных уроков информатики этой теме уделяется крайне мало часов. Я хочу вернуться с этой идеей в школу.

Как еще молодому педагогу прокачать карьеру

Елена СОСНИНА, победительница проекта «Флагманы образования». – Молодой специалист — тоже специалист. Начинающие педагоги полны новых идей, которыми можно и нужно делиться с опытными мастерами. Уже несколько лет в школах успешно внедряется система реверсивного наставничества: молодые специалисты выступают в роли наставников более опытных коллег — например, обучают работе с социальными сетями и цифровыми инструментами.

Конкурсное движение. Участие в конкурсах профессионального мастерства — глоток свежего воздуха для учителя, возможность избежать рутины и открыть в себе новые профессиональные грани, познакомиться с талантливыми коллегами, вдохновиться их находками и расширить географию путешествий.

Личный бренд педагога — не роскошь, а базовая потребность. Ваша репутация и известность начинается с внешнего вида, уникальной манеры преподавания, трансляции своего опыта — словом, повышения престижа профессии собственным примером. Ведение блога в соцсетях поможет выстроить отношения со школьниками и коллегами через полезный контент, открытость и обратную связь.

Работа в команде. По-настоящему серьезные задачи в одиночку решить трудно. Помните, что в школе немало неравнодушных педагогов, вместе с которыми можно покорить много вершин. Не стесняйтесь обращаться к ним за советом и помощью. Так вы покажете, что уважаете их мнение и доверяете их профессионализму.

Тренды — наше всё. Знание основных тенденций, инновационных подходов и векторов развития образования — залог успешного развития педагога. Ведь учитель идет в ногу со временем, легко реагирует на изменения. Не упускайте возможность посетить семинар или конференцию по интересующим вас вопросам.

Ксения ФЕДЕНЕВА, финалистка конкурса «Флагманы образования» : 

Регистрация на участие в новом сезоне «Флагманов образования» уже открыта! Участники пройдут путь из четырех шагов: от диагностики профессиональных качеств до вступления в «Студенческий актив». Самые талантливые финалисты получат возможность пройти интенсивы на базе образовательных центров страны, получить стажировку от партнеров конкурса и доступ к актуальным вакансиям.

Илья ШУВАЛОВ, mel.fm  

https://mel.fm/ucheba/uchitelya/4782631-pochemu-karyera-uchitelya–ne-tupik-rasskazyvayut-studenty-pedvuzov-u-kotorykh-vse-poluchilos

Другое мнение.

Однако немало в среде педагогов мнений о том, что такого рода молодые специалисты – победители различных конкурсов – всего лишь карьеристы. В общем-то они просто начинают через педагогику чиновничью карьеру. В руководстве образованием -тоже своя специфика, и с улицы туда просто так не попадешь. Хотя и работа на любителя, честно говоря…

Впрочем, чиновники тоже нужны.

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Доктор Мясников о вакцине против рака: пока это только «артиллерийская подготовка»

В последнюю неделю появилось множество сообщений о том, что в России успешно проведены доклинические испытания противораковой мРНК-вакцины – ее разработали в НИЦЭМ имени Гамалеи. А

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРУЕТСЯ ПОД ЕГЭ

Сдать экзамены станет проще уже с 2025 года, пообещал вице-премьер Дмитрий Чернышенко Некоторые задания Единого государственного экзамена не входят в школьную программу, поэтому подготовиться к

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

БЕЛЫЙ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Глава Минпросвещения заявил, что для школьников России создан фактически «белый интернет» С 10 по 11 июня в Казани проходил II Международный форум министров образования «Формируя

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В России создали вакцину от рака и уже доказали эффективность на мышах.

В России разработали вакцину от рака и уже доказали ее эффективность на мышах. Об этом РБК Life рассказал директор научно-исследовательского института экспериментальной диагностики и терапии

Читать далее...