Кажется, карьера учителя обречена на тупик в виде должности завуча. Молодые специалисты доказывают обратное! Вместе с проектом «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей» рассказываем истории студентов, у которых получилось реализоваться в профессии, и даем советы, как сделать так, чтобы получилось у каждого.
По подсчетам ТАСС, в среднем дефицит преподавателей в регионах России составляет 3,7%, а в некоторых субъектах уже превышает 10%. Однако, согласно данным Минпросвещения за 2023 год, интерес абитуриентов к педагогическим специальностям все-таки растет: в прошлом году число выпускников, подавших документы в педвузы, выросло на 100 тысяч.
Получается, что в педвузы школьники все еще хотят поступать — и поступают. Но в школы почему-то не идут. Мы поговорили с участниками проекта «Флагманы образования», чтобы выяснить, что молодые педагоги и их коллеги думают о своем будущем. Как оказалось, работать учителями пока готовы не все — планы намного грандиознее.
«Цель — стать министром просвещения, не меньше»
Артем ТЕМНОВ, студент 1-го курса магистратуры НГПУ им. К. Минина, специалист по методическому сопровождению:
– В школе я всегда думал о том, что хочу приносить людям пользу. До 6-го класса мечтал быть врачом, потом стал членом крупной детской организации и начал участвовать в мероприятиях. Тогда я понял, что мне нравится объяснять сверстникам новый материал, который понятен мне самому. Так появилась четкая мотивация стать педагогом.
Из моей школы около 15% ребят тоже пошли в педагогический. К сожалению, не все остались в профессии, но кто-то выбрал деятельность, близкую к преподаванию. Они не работают в школе, но учат детей на онлайн-курсах, запускают свои образовательные стартапы — им помогают университетские знания.
Когда я пришел на первый курс, я ставил себе планку стать министром просвещения, не меньше. Сразу понимал: я вхожу в профессию, чтобы достичь высокого уровня. Не потому, что я хочу построить карьеру, а для того, чтобы помочь своими идеями улучшить систему образования.
Практика в вузе убедила меня, что я выбрал правильный путь. Со второго курса началась работа в школе, на стажировке нам помогали лучшие преподаватели области. Вместе с ними мы провели первые уроки — это очень важный опыт. Можно долго говорить о методике обучения, но, пока ты сам не встал перед детьми и не попробовал организовать урок, представление об этом будет смутным.
На пятом курсе практика повторилась: если на первом многие однокурсники вообще не хотели становиться педагогами, то на пятом большинство из них уже устроились в школы. Я начал выступать экспертом на мероприятиях и решил поучаствовать в конкурсе «Флагманы образования», чтобы узнать, какими профнавыками я уже обладаю, а какие нужно наверстать. По итогам программы я стал одним из 10 победителей, познакомился с талантливыми молодыми преподавателями и получил стажировку в издательстве «Просвещение». Все это дало отличный толчок для карьерного роста.
Сейчас я работаю специалистом проекта «Навигаторы детства» в Нижегородской области и собираюсь идти в аспирантуру, изучать теорию и практику воспитания. Никто не запрещает мне пойти преподавать в школу, но работа на общерегиональном уровне сейчас тоже необходима. Я понимаю потребности коллег в сфере образования, и, если я могу принести пользу на своем месте, я это сделаю.
«Думал, буду сидеть с детьми за партой, а теперь езжу по всей стране»
Семен ЦВЕТКОВ, студент 1-го курса магистратуры ВГСПУ, учитель математики и информатики:
– В школе у меня, как и у многих, была проблема: я не мог определиться, куда пойти учиться дальше. Однако у меня был личный пример — моя мама, которая работает учительницей русского и литературы. Я размышлял, чем хотел бы заниматься в будущем, и понял, что образование — самая понятная для меня сфера. Учить людей чему-то новому мне тоже нравилось, поэтому я целенаправленно пошел в педагогический.
На третьем курсе началась первая практика в детском лагере, и мое отношение к профессии поменялось. Если до этого я сомневался в выборе, то теперь, проведя смену с детьми, проникся чувством любви, научился сопереживать и помогать им. Понял, что дети — особая аудитория, которая видит тебя настоящим, ценит искренность и отвечает на любовь взаимностью.
С 2021 года я участвую в конкурсе «Флагманы образования». Мне нравятся испытания, в которых нужно справляться с задачами из реальной жизни молодого учителя. За эти годы я познакомился с молодыми специалистами из разных регионов, мы даже объединились в некое неформальное сообщество и постоянно общаемся онлайн. Радует, что я могу получить опыт от талантливых единомышленников и обратиться за помощью к учителям, которых могу назвать своими друзьями.
Это вселяет уверенность в себе и в общем будущем. Когда я только поступал в вуз, думал, что буду подолгу сидеть с детьми за партами и читать презентации. А оказалось, что преподаватель может ездить по России, знакомиться с коллегами и вместе придумывать классные проекты. Финалистам конкурса предлагают поучаствовать в программе кадрового резерва — это тоже отличная возможность найти первую вакансию.
Сейчас я учусь в магистратуре, преподаю в вузе и продолжаю размышлять над будущим. Скорее всего, я продолжу учебу в аспирантуре, чтобы заняться научной и педагогической деятельностью. У меня есть идея разработать курс по цифровой безопасности для детей. В рамках школьных уроков информатики этой теме уделяется крайне мало часов. Я хочу вернуться с этой идеей в школу.
Как еще молодому педагогу прокачать карьеру
Елена СОСНИНА, победительница проекта «Флагманы образования». – Молодой специалист — тоже специалист. Начинающие педагоги полны новых идей, которыми можно и нужно делиться с опытными мастерами. Уже несколько лет в школах успешно внедряется система реверсивного наставничества: молодые специалисты выступают в роли наставников более опытных коллег — например, обучают работе с социальными сетями и цифровыми инструментами.
Конкурсное движение. Участие в конкурсах профессионального мастерства — глоток свежего воздуха для учителя, возможность избежать рутины и открыть в себе новые профессиональные грани, познакомиться с талантливыми коллегами, вдохновиться их находками и расширить географию путешествий.
Личный бренд педагога — не роскошь, а базовая потребность. Ваша репутация и известность начинается с внешнего вида, уникальной манеры преподавания, трансляции своего опыта — словом, повышения престижа профессии собственным примером. Ведение блога в соцсетях поможет выстроить отношения со школьниками и коллегами через полезный контент, открытость и обратную связь.
Работа в команде. По-настоящему серьезные задачи в одиночку решить трудно. Помните, что в школе немало неравнодушных педагогов, вместе с которыми можно покорить много вершин. Не стесняйтесь обращаться к ним за советом и помощью. Так вы покажете, что уважаете их мнение и доверяете их профессионализму.
Тренды — наше всё. Знание основных тенденций, инновационных подходов и векторов развития образования — залог успешного развития педагога. Ведь учитель идет в ногу со временем, легко реагирует на изменения. Не упускайте возможность посетить семинар или конференцию по интересующим вас вопросам.
Ксения ФЕДЕНЕВА, финалистка конкурса «Флагманы образования» :
Регистрация на участие в новом сезоне «Флагманов образования» уже открыта! Участники пройдут путь из четырех шагов: от диагностики профессиональных качеств до вступления в «Студенческий актив». Самые талантливые финалисты получат возможность пройти интенсивы на базе образовательных центров страны, получить стажировку от партнеров конкурса и доступ к актуальным вакансиям.
Илья ШУВАЛОВ, mel.fm
Другое мнение.
Однако немало в среде педагогов мнений о том, что такого рода молодые специалисты – победители различных конкурсов – всего лишь карьеристы. В общем-то они просто начинают через педагогику чиновничью карьеру. В руководстве образованием -тоже своя специфика, и с улицы туда просто так не попадешь. Хотя и работа на любителя, честно говоря…
Впрочем, чиновники тоже нужны.