logo-2x

ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЗНАЮТ ИСТОРИЮ

Коллега, читавшая лекцию на факультете журналистики, рассказала как анекдот: зашла речь про самое короткое сообщение в истории телеграфа. “Телеграма”, – поправил “бдительный” студент. Да как же?! Телеграф, ну тот, который надо занимать сразу после почты и удерживать ценой каких угодно потерь, как писал Ленин в 1917 году. Да, про Ленина слышали, он “лидер и памятник”. А что именно случилось в 1917-м, кому и зачем мог понадобиться этот телеграф, никто из собравшихся не знал. Напомню: это – университет.

СЛОВА НЕ ВСПОМИНАЮТСЯ

Потом в “РГ” пришли практикантки, приятные девушки, второй курс техникума. Был день памяти Хатыни. Они мило хихикали, выдвигая версии: Хатынь – это остров… нет, праздник какой-то, но не наш. Руководитель пошел на принцип: прочитаете про Хатынь, завтра расскажете, тогда подпишу документы о практике. И тут открылась бездна, звезд полна. Девушки честно изучили статью в Википедии, а пересказать не могут – слова не вспоминаются. Никакие. Только существительные и не по теме доклада.

Этот ненаучный эксперимент я решила масштабировать, задавая тот же вопрос всем подвернувшимся под руку тинейджерам. Ответить не смог никто. Но зато больше половины знали Хайнань, а многие там даже отдыхали. Для меня, успевшей окончить школу в тихие восьмидесятые, вдруг именно здесь пролегла непреодолимая контрольно-следовая полоса между поколениями, потому что любой мой ровесник даже сейчас помнит песню: “В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни”. У нас разные базовые настройки, и наше устаревшее “программное обеспечение” для нынешних школяров – бесполезный хлам.

Так может, это нормально? Другие времена, другие песни. Другие знания, понятия, ценности, идеи, слова. Чуть больше года назад можно было ответить на этот вопрос прекраснодушно-расслабленно: “Возможно”. Но Валентин Пикуль однажды заметил: “Будущее имеют страны, у которых есть прошлое”. И сейчас на наших глазах трагически уходит в небытие страна, чьи граждане отчего-то сошли с ума и решили, что могут придумать себе другое прошлое.

НОСКИ С ГЕНЕРАЛИССИМУСОМ

И еще, если мы не учим своих детей, их учат другие, незаметно, в игровой форме. Вот теплая компания уехавших творческих деятелей снимает мультсериал “Великие русские злодеи”, первый из них – полководец Александр Суворов. На очереди, обещают, Екатерина II. В учреждении, с которым эпично воюет Никита Михалков, до сих пор в ходу карты, где Крым значится украинским, а Южная Осетия и Абхазия – грузинскими территориями.

Ну и так, по мелочи. Увидела на днях на прилавке носки со Сталиным. Реклама от производителя манила: “Этот образ символизирует смелость, решительность и мужество, что может стать вдохновением для достижения высоких целей и свершения больших дел”. Интересно, каких именно… Мне отчего-то кажется, что эти носочки – маленькая человеческая подлость от современных дикарей, поскольку как минимум для половины страны этот человек – генералиссимус Великой Отечественной. Уважение к минувшему мудрый Пушкин называл чертой, отличающей образованность от дикости, но дикарям на Пушкина – тьфу. И вообще, какая смешная, дерзкая и свободная у них история, правда? Совсем не такая, какую мы учили в школе.

ЯМА ВМЕСТО ФУНДАМЕНТА

Кстати, о школе. Там много-много учебников по истории с яркими картинками, там бьются как рыбы об лед хорошие умные педагоги, там проводят великое множество мероприятий и разговоры говорят о важном. Хотели даже ЕГЭ по истории сделать обязательным, но пошумели и отчего-то передумали. Так почему вчерашние школяры ничего не знают, не помнят, не понимают? Почему их не учат, как нас когда-то, чтоб параграф из даже наспех списанной домашки оставался в голове навсегда? И вообще, что означает – знать историю своей страны?

– Знать историю – понимать, что ты не первый тут. Что были те, кто перед тобой, – говорит Елена Нуждина, учитель истории с 30-летним стажем.

– Знание истории в первую очередь твой взгляд на мир, на жизнь и умение исторические знания использовать как основание для твоей жизненной позиции. Сегодня, в эпоху информационных войн, не мыслить критически нельзя, а как это делать, если ты не можешь свою позицию подкрепить аргументом? Для меня самый сильный аргумент именно знание истории, – дополняет Татьяна Дорохова, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педуниверситета, учитель истории и обществознания.

КТО ВИНОВАТ?

Но сегодняшние дети катастрофически неграмотны в плане знания российской истории, не говоря уже о мировой. Почему? Мои собеседники, работающие в школе не один десяток лет, констатируют: не виноваты в сложившейся ситуации ни ученики, ни педагоги, которым даже многолетний опыт не помогает пробиться к умам своих подопечных.

– В 90-е годы подходы к образованию кардинально изменились. Произошел разворот к западным методикам образования и отказ от ценностей, что были у нас, – говорит Татьяна Дорохова. – Да, наше образование критиковали за излишнюю теоретичность, может быть, оторванность от жизни. Но с водой, как водится, выплеснули и ребенка. В ущерб теоретической составляющей образования мы повернулись к функциональной грамотности. Что нашли? Активность, лидерские качества, умение быстро ориентироваться, адаптивность, мобильность. Современные дети моментально находят все необходимое, а запоминать не могут и не хотят, им это не нужно, для них создали условия, в которых мозг развиваться не хочет.

– В начале девяностых с детьми можно было разговаривать, они понимали, о чем шла речь, – размышляет Елена Нуждина. – Существовало информационное пространство, насыщенное историческим контекстом. Ведь о самых важных исторических событиях ребенок не в школе узнает. Об этом говорят дома, в детском саду, и первоклашка уже ориентируется: есть такой-то праздник и его родственники в нем участвовали. То есть историческое событие ассоциируется с чем-то личным. Нынешние родители мало разговаривают с детьми, особенно в последнее десятилетие. Мы сталкиваемся с большим количеством школьников, для которых эти события ничего не значат. Не то что фундамента нет, там яма. В нее все падает и исчезает бесследно. Дети даже стараются, заучивают, но не понимают.

Опыт показывает: если отстраненная информация из учебника истории не подкрепляется эмоциями, она неизбежно уходит в небытие, не превращаясь в знания, не формируя базис, наши ценностные основания, нашу культуру в целом. Не спасет ситуацию и обязательный ЕГЭ по истории. Тогда на первый план выйдет формальный момент: правильное оформление, сухой набор фактов и однозначных формулировок, которые можно проверить и оценить.

– У нас сегодня с ребятами был урок по Янушу Корчаку, – рассказывает Татьяна Дорохова. – Смотрели “Обыкновенный фашизм”. Дети плакали. Теперь они запомнят, раз у них появилась эмоция. Они готовы к эмоциональному подключению – мы, взрослые, им такой возможности не предоставляем.

Марина ПОРОШИНА

Июнь 2023

Российская газета – Неделя – Урал: №124(9069)

https://rg.ru/2023/06/07/reg-urfo/nevyuchennye-uroki.html

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...