Весьма неприятный сюрприз был преподнесён православным христианам накануне Пасхи этого года: суд признал правоту греческого журналиста, разоблачившего «фокус» со схождением благодатного огня на гроб Господень в Иерусалиме.
История такова. Суд Афин полностью оправдал греческого журналиста Димитриса Аликакоса, который раскрыл тайну схождения благодатного огня. Он написал об этом книгу и разместил на YouTube видео, где Архиепископ Исидор — хранитель и настоятель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, который ежегодно участвует в этой церемонии, признается, что это он зажигает благодатный огонь. Пять последних лет журналист судился с Иерусалимским патриархатом.
«— Я хочу у вас спросить: вы заходите внутрь, зажигаете лампаду над Гробом Господним, а потом выходите для того, чтобы Патриарх нашел ее уже зажженной? Это так или нет?
— Да, это так.
— Вы также зажигаете и лампаду монахов-хранителей Гроба Господня?
— Да, там есть две лампады. Первую приносит главный ризничий, и есть еще одна лампада.
— И еще одна, которую вы также зажигаете?
— Да, и ее тоже».
Эти несколько секунд 25-минутного видеоинтервью, данного греческому журналисту Димитрису Аликакосу архиепископом Исидором, стоили обоим участникам пяти лет жизни. Смелый шаг Исидора, который решился рассказать правду журналисту по собственному желанию, вызвал бурю эмоций, как в Иерусалимском патриархате, так и в греческом обществе.
Сначала гонениям подверглась книга Аликакоса «Искупление — о святом свете» (Redemption — About the Holy Light). Журналист выпустил ее еще в 2019 году, через год после того, как впервые поговорил с участниками самой церемонии — скевофилаксом (сосудохранитель и ризничий при дворе царя и патриарха), архиепископом Иерусалимского патриархата Исидором, а также бывшим скевофилаксом, архиепископом Никифоросом.
Оба в книге признаются, что зажигали благодатный огонь. Разница только в том, что Исидор пользовался для этого зажигалкой, а Никифорас — спичками.
В ответ на публикацию книги Иерусалимский патриархат вместе с архиепископами Исидором и Аристархом подали гражданский иск, требуя €700 тыс. в качестве компенсации за моральный ущерб от автора и издателя книги. В январе 2021 года они же выдвинули против Аликакоса еще и уголовные обвинения. Они утверждали, что его книга распространяет ложь, а он сам получил информацию незаконно, притворившись туристом. Последний иск заставил журналиста выложить на видеосервис YouTube интервью с Исидором, где тот абсолютно спокойно, улыбаясь и рассуждая о том, что «это и так все знают» рассказывает, как он зажигает лампады для церемонии схождения благодатного огня.
После этого Исидор обратился в суд против компании Google Ireland Ltd, требуя удалить с YouTube скандальное видео. И потерпел первую неудачу, — суд первой инстанции Афин постановил, что видео было снято с его согласия.
В результате пятилетней тяжбы, переносов судов и длительного рассмотрения улик, журналист Аликакос был оправдан судом полностью. Тайны схождения благодатного огня больше не существует.
В 25-минутном интервью, которое дает архиепископ Исидор, он признается не только в манипуляциях с лампадами, которые полностью подчиняются законам физики. Он рассказывает, кто открыл ему «тайну» благодатного огня и было ли это для него неожиданностью (спойлер — нет), а также делится своими размышлениями о передаче благодатного огня другим патриархам, ведь, как известно, после схождения огонь передают в разные страны.
Например, в Москве встреча благодатного огня состоялось 4 мая. В аэропорту Внуково благодатный огонь приняли представители различных епархий.
Вот, что об этом думает Исидор (далее фрагмент интервью):
«— Как вы думаете, Патриарх, как и все остальные патриархи, принимает меры для того, чтобы на всякий случай иметь при себе источник огня?
— Я не знаю… Как по мне, у него точно при себе что-то есть. Если вдруг что-то пойдет не так, я не знаю, что он тогда будет делать…
— На ваш взгляд это точно, да? Чтобы затем он мог раздать благодатный огонь людям, да?
— Да, точно.
— Он не может рисковать и испытывать судьбу?
— Конечно.
То есть, Исидор предполагает, что и доставлять из Храма Гроба Господня в Иерусалиме огонь не обязательно.
Кроме того, Исидор уверен, что верующие, которые обладают достаточным уровнем образования, давно понимают, как именно «сходит» благодатный огонь. И, главное, хранить тайну о нем не нужно, так как истина облагораживает религиозные чувства.
В журналистике предысторию того, о чем идет речь в тексте, называют бэком (сокращение от «бэкграунд»). Так вот, история схождения благодатного огня имеет удивительно длинный бэк.
Как сказал Отец Сергий (Храмешин), одно из преданий гласит, что Благодатный огонь появился в результате молитвы святителя Григория в IV веке:
«Согласно этому преданию, святитель Григорий во время праздника Пасхи молился на гробе Иисуса Христа и вдруг увидел яркий свет. Этот свет был признан чудом и стал символом возрождения жизни и надежды». Другое предание утверждает, что Благодатный огонь появляется благодаря ангелу, спускающемусяна гроб Иисуса Христа. И вот уже 17 веков множество православных христиан по всему миру в волнении ожидают: сойдет ли благодатный огонь?
Существует и еще одно предание: в тот год, когда огонь не сойдет, придет Антихрист, и начнутся последние времена перед Концом Света.
Что ж, благодаря журналисту Димитрису Аликакосу мы теперь знаем: огонь точно сойдет.
На странице своего журналистского фактчекерского проекта Ellinika Hoaxes, главным редактором которого он является, Аликакос так прокомментировал окончание этой истории:
«Это была самая сложная проверка фактов в моей карьере — опровергнуть утверждение одиннадцативековой давности, широко распространенное среди миллионов людей. Целью моего исследования было не оспаривание религиозных верований, а утверждения, распространяемого через официальный сайт Иерусалимского патриархата, о том, что Благодатный Огонь ежегодно чудесным образом возгорается.
Я смог убедительно продемонстрировать его естественное происхождение, инициированное человеком. Греческие судебные власти подтвердили точность и добросовестность моего расследования, отклонив любые обвинения во лжи или клевете в адрес причастных архиепископов, особенно того, кто открыто признался, что использовал зажигалку для разжигания Благодатного Огня. Этот юридический результат знаменует собой триумф журналистских расследований и решительное разоблачение многовековой лжи».
О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.
Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века): «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»
Ал-Джаубари (первая половина 13 века): «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».
Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века): «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: “Сошел свет и смилостивился Христос”…»
Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.
Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».
Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория, «Книга Бытия моего», ч.1.
«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.
После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия, «Книга Бытия моего», ч. 3.
Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».
Почему современные отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому “огню Великой Субботы”, возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.
Что ж, Бог им судья. Но дело в том, что всё это, в принципе, ничего не доказывает. Во всяком случае, данное разоблачение не отрицает существование Бога. И всем известно, что истинная вера в доказательствах не нуждается. А это, в конечном итоге, самое главное.
Доказывает, что священнослужители лгут и мошенничают? Ну, нас этим как раз не удивишь…