logo-2x

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЧУДА: ОТКУДА БЕРЕТСЯ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ?

Весьма неприятный сюрприз был преподнесён православным христианам накануне Пасхи этого года: суд признал правоту греческого журналиста, разоблачившего «фокус» со схождением благодатного огня на гроб Господень в Иерусалиме.

История такова. Суд Афин полностью оправдал греческого журналиста Димитриса Аликакоса, который раскрыл тайну схождения благодатного огня. Он написал об этом книгу и разместил на YouTube видео, где Архиепископ Исидор — хранитель и настоятель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, который ежегодно участвует в этой церемонии, признается, что это он зажигает благодатный огонь. Пять последних лет журналист судился с Иерусалимским патриархатом.

«— Я хочу у вас спросить: вы заходите внутрь, зажигаете лампаду над Гробом Господним, а потом выходите для того, чтобы Патриарх нашел ее уже зажженной? Это так или нет?

— Да, это так.

— Вы также зажигаете и лампаду монахов-хранителей Гроба Господня?

— Да, там есть две лампады. Первую приносит главный ризничий, и есть еще одна лампада.

— И еще одна, которую вы также зажигаете?

— Да, и ее тоже».

Эти несколько секунд 25-минутного видеоинтервью, данного греческому журналисту Димитрису Аликакосу архиепископом Исидором, стоили обоим участникам пяти лет жизни. Смелый шаг Исидора, который решился рассказать правду журналисту по собственному желанию, вызвал бурю эмоций, как в Иерусалимском патриархате, так и в греческом обществе.

Сначала гонениям подверглась книга Аликакоса «Искупление — о святом свете» (Redemption — About the Holy Light). Журналист выпустил ее еще в 2019 году, через год после того, как впервые поговорил с участниками самой церемонии — скевофилаксом (сосудохранитель и ризничий при дворе царя и патриарха), архиепископом Иерусалимского патриархата Исидором, а также бывшим скевофилаксом, архиепископом Никифоросом.

Оба в книге признаются, что зажигали благодатный огонь. Разница только в том, что Исидор пользовался для этого зажигалкой, а Никифорас — спичками.

В ответ на публикацию книги Иерусалимский патриархат вместе с архиепископами Исидором и Аристархом подали гражданский иск, требуя €700 тыс. в качестве компенсации за моральный ущерб от автора и издателя книги. В январе 2021 года они же выдвинули против Аликакоса еще и уголовные обвинения. Они утверждали, что его книга распространяет ложь, а он сам получил информацию незаконно, притворившись туристом. Последний иск заставил журналиста выложить на видеосервис YouTube интервью с Исидором, где тот абсолютно спокойно, улыбаясь и рассуждая о том, что «это и так все знают» рассказывает, как он зажигает лампады для церемонии схождения благодатного огня.

После этого Исидор обратился в суд против компании Google Ireland Ltd, требуя удалить с YouTube скандальное видео. И потерпел первую неудачу, — суд первой инстанции Афин постановил, что видео было снято с его согласия.

В результате пятилетней тяжбы, переносов судов и длительного рассмотрения улик, журналист Аликакос был оправдан судом полностью. Тайны схождения благодатного огня больше не существует.

В 25-минутном интервью, которое дает архиепископ Исидор, он признается не только в манипуляциях с лампадами, которые полностью подчиняются законам физики. Он рассказывает, кто открыл ему «тайну» благодатного огня и было ли это для него неожиданностью (спойлер — нет), а также делится своими размышлениями о передаче благодатного огня другим патриархам, ведь, как известно,  после схождения огонь передают в разные страны.

Например, в Москве встреча благодатного огня состоялось 4 мая. В аэропорту Внуково благодатный огонь приняли представители различных епархий.

Вот, что об этом думает Исидор (далее фрагмент интервью):

«— Как вы думаете, Патриарх, как и все остальные патриархи, принимает меры для того, чтобы на всякий случай иметь при себе источник огня?

— Я не знаю… Как по мне, у него точно при себе что-то есть. Если вдруг что-то пойдет не так, я не знаю, что он тогда будет делать…

— На ваш взгляд это точно, да? Чтобы затем он мог раздать благодатный огонь людям, да?

— Да, точно.

— Он не может рисковать и испытывать судьбу?

— Конечно.

То есть, Исидор предполагает, что и доставлять из Храма Гроба Господня в Иерусалиме огонь не обязательно.

Кроме того, Исидор уверен, что верующие, которые обладают достаточным уровнем образования, давно понимают, как именно «сходит» благодатный огонь. И, главное, хранить тайну о нем не нужно, так как истина облагораживает религиозные чувства.

В журналистике предысторию того, о чем идет речь в тексте, называют бэком (сокращение от «бэкграунд»). Так вот, история схождения благодатного огня имеет удивительно длинный бэк.

Как сказал Отец Сергий (Храмешин), одно из преданий гласит, что Благодатный огонь появился в результате молитвы святителя Григория в IV веке:

«Согласно этому преданию, святитель Григорий во время праздника Пасхи молился на гробе Иисуса Христа и вдруг увидел яркий свет. Этот свет был признан чудом и стал символом возрождения жизни и надежды». Другое предание утверждает, что Благодатный огонь появляется благодаря ангелу, спускающемусяна гроб Иисуса Христа. И вот уже 17 веков множество православных христиан по всему миру в волнении ожидают: сойдет ли благодатный огонь?

Существует и еще одно предание: в тот год, когда огонь не сойдет, придет Антихрист, и начнутся последние времена перед Концом Света.

Что ж, благодаря журналисту Димитрису Аликакосу мы теперь знаем: огонь точно сойдет.

На странице своего журналистского фактчекерского проекта Ellinika Hoaxes, главным редактором которого он является, Аликакос так прокомментировал окончание этой истории:

«Это была самая сложная проверка фактов в моей карьере — опровергнуть утверждение одиннадцативековой давности, широко распространенное среди миллионов людей. Целью моего исследования было не оспаривание религиозных верований, а утверждения, распространяемого через официальный сайт Иерусалимского патриархата, о том, что Благодатный Огонь ежегодно чудесным образом возгорается.

Я смог убедительно продемонстрировать его естественное происхождение, инициированное человеком. Греческие судебные власти подтвердили точность и добросовестность моего расследования, отклонив любые обвинения во лжи или клевете в адрес причастных архиепископов, особенно того, кто открыто признался, что использовал зажигалку для разжигания Благодатного Огня. Этот юридический результат знаменует собой триумф журналистских расследований и решительное разоблачение многовековой лжи».

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века): «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века): «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века): «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: “Сошел свет и смилостивился Христос”…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня»,  – со слов иеродиакона Григория, «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия, «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему современные отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому “огню Великой Субботы”, возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Что ж, Бог им судья. Но дело в том, что всё это, в принципе, ничего не доказывает. Во всяком случае, данное разоблачение не отрицает существование Бога. И всем известно, что истинная вера в доказательствах не нуждается. А это, в конечном итоге, самое главное.

Доказывает, что священнослужители лгут и мошенничают? Ну, нас этим как раз не удивишь…

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...