Сдать экзамены станет проще уже с 2025 года, пообещал вице-премьер Дмитрий Чернышенко
Некоторые задания Единого государственного экзамена не входят в школьную программу, поэтому подготовиться к ним без репетитора сегодня просто невозможно. Чаще всего так происходит с заданиями повышенной сложности, так называемой части С. В кабмине знают об этом и уже работают над ошибками, сообщил на полях Петербургского международного экономического форума 7 июня вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Школьная программа и задания по ЕГЭ синхронизируют уже в 2025 году, пообещал Дмитрий Чернышенко. Ранее такое поручение в Послании Федеральному Собранию дал президент. Такая работа уже ведется, сообщил вице-премьер ТАСС на полях ПМЭФ. Минпросвещения уже разработало семь Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые позволят создать единый базовый уровень образования для всех школьников в стране.
«Если говорить об итоговой аттестации, то сейчас контрольно-измерительные материалы формируются на основании содержания ФГОС и единых программ. В следующем году образовательные программы и материалы экзаменов будут полностью синхронизированы», — сообщил чиновник.
Напомним, обязательные программы пришли на смену примерным, которые действовали в России прежде. Из-за этого в школах не только в разных регионах, но даже на соседних улицах ученикам давали разные знания по одному и тому же предмету. Случалось и так, что задания, которые включали в ЕГЭ, в некоторых школах вообще не проходили. На это не раз обращали внимание и сами ученики, и их родители, и даже преподаватели.
Чаще всего задания-сюрпризы встречаются во второй части госэкзаменов, которую выбирают ученики, претендующие на бОльший балл и место в хорошем вузе. Подготовиться к сдаче усложненного ЕГЭ без репетитора пока невозможно.
«Дополнительные занятия нужны детям, которые выбирают востребованные направления подготовки с большим конкурсом, но не чтобы сдать экзамен хотя бы на четверку», — сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Именно для этого и нужен «золотой стандарт образования», который внедрили в школы с этого учебного года. По единым правилам уже изучают русский язык, математику, историю и другие предметы.
«Сейчас у нас семь образовательных программ по так называемым защищенным предметам, из них по труду и «Основам безопасности и защите Родины» ЕГЭ не проводится. Но он проводится по русскому языку, математике, истории, обществознанию. То есть, в теории уже сейчас можно проанализировать, насколько совпадает уровень знаний, который дают в школе, и вопросы на экзаменах», — отметила Казакова.
Однако начавшаяся 23 мая новая ЕГЭ-кампания снова подтверждает, что синхронизировать задания с программами даже по стандартизированным предметам пока до конца не удалось.
Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина разместила в свой соцсети пост мамы новосибирской школьницы, которая пожаловалась на сложный вариант ЕГЭ по русскому языку. Такие же жалобы поступили и от других учеников и родителей, уточнила Мизулина.
Новосибирские СМИ попросили местных филологов оценить сложное задание — изложение по тексту Валентина Распутина. «В задании дан не целый текст, а его фрагменты, — пояснила сайту «Новосибирск онлайн» старший преподаватель НГУ Людмила Буднева. — При этом готовятся к ЕГЭ по русскому школьники по целым текстам».
Ситуацию уже взяли на контроль в Рособрнадзоре. Правда, разобраться с ней пообещали после основного периода сдачи ЕГЭ. Но в ведомстве уже отчитались, что предварительные итоги экзаменов по литературе, географии и химии «не демонстрируют значительных отклонений от показателей прошлого года и свидетельствуют о стабильности результатов».
Напомним, что неделю назад депутаты от фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду», а также сенатор Елена Афанасьева внесли в Госдуму законопроект об отмене Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в пользу традиционных государственных экзаменов. Документ опубликован в думской базе данных.
«Проект федерального закона <…> разработан в целях замены единого государственного экзамена (ЕГЭ) на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы инициативы напомнили, что ЕГЭ ввели в 2009 году во всех школах в качестве выпускного и вступительного экзаменов «в целях искоренения коррупции в школах и вузах, обеспечения единой системы оценки качества образования, обеспечения доступности высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей». Однако, по мнению авторов проекта, это «не приносит ожидаемых результатов».
По мнению авторов законопроекта, «содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса». В связи с этим для подготовки к экзамену приходится нанимать репетиторов, услуги которых по стоимости «непосильны для многих родителей». В законопроекте говорится, что процесс обучения в школе превратился в «натаскивание» на экзамен. На 70% выросла необходимость дополнительных трат на подготовку к экзаменам.
Кроме того, «из-за непомерной сложности вопросов и заданий ЕГЭ увеличилась нагрузка на учащихся». Авторы документа напомнили о случаях подростковых суицидов и «морального унижения» перед сдачей ЕГЭ. В документе упоминается случай в школе в Воронеже, где выпускницам пришлось снимать нижнее белье из-за слишком чувствительного металлоискателя», а также ситуация в Чувашии — там сотрудница Рособрнадзора заставляла учеников задирать рубашки и во время экзамена не разрешала находиться в туалете дольше 30 секунд.