logo-2x

СОЗДАВАТЬ ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

15 февраля Национальный Фонд детско-юношеского спорта имени Олимпийского чемпиона Анатолия Рощина провёл заседание «Круглого стола» на тему «Значение дворовых игр для формирования физических и интеллектуальных качеств подрастающего поколения. Ценности и традиции дворовой субкультуры».

В мероприятии приняли участие врач-методист отдела организации и координации профилактической работы “Женщинам и детям” городского Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Юрий Александрович Заозерский, начальник отдела по спортивно-массовой работе Комитета по физической культуре и спорту Евгения Юрьевна Грук, социальный педагог ГБОУ Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30 Светлана Мулевна Попова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 6 г. Рыбинска Ярославской области Ирина Владимировна Солина, депутаты, журналисты.

В ходе беседы участники «Круглого стола» обсудили проблемы здоровья подрастающего поколения, малоподвижный образ жизни, а также сложности  социальной адаптации детей и молодёжи из-за недостатка общения.

«Раньше дворовые игры были важной частью детской социализации: они помогали усвоить нормы конкретного сообщества, вырабатывали стрессоустойчивость и формировали самоидентичность», – подчеркнул Президент Национального фонда детско-юношеского спорта Олимпийского чемпиона А. А. Рощина Тимур Фирсов.

Однако в современном обществе родители стараются свести к минимуму время, которое их дети проводят во дворах. В результате они гораздо меньше общаются со сверстниками, их досуг постоянно контролируют взрослые, а игровые площадки стали похожи на тренажеры.

При этом неверно думать, что современные дети стали меньше играть: просто их игры стали другими и во многом происходят в планшетах и смартфонах. Однако правильная организация уличных игровых площадок и городской среды могла бы частично решить проблему и сохранить уникальную отечественной традицию детской субкультуры.

Из выступления Ирины Владимировны СОЛИНОЙ.

Я курирую работу начальной школы и сама работаю учителем.

Год от года мы все чаще замечаем проблемы, с которыми раньше не сталкивались.

1.         Первый класс мы начинаем с диагностики. Одно из заданий: нарисовать фигуру, подобную данной, соблюдая форму, размер и пропорции.  Набор от набора дети все хуже справляются с этим и подобными заданиями. Не могут провести прямую линию, показывая, как капли падают с дерева в лужу, как расходятся лучики солнца и т.п. Далее это переходит в проблемы с написание букв и цифр.

2.         Проблемы с координацией в пространстве как на уроке физкультуры, так и в ориентировании на листе бумаги, недоразвитие глазомера.

3.         Неприятие каких-либо неудобств при проведении подвижных игр, особенно в мяч (чуть задели – трагедия).

4.         Проблемы с коммуникацией.

5.         Дети не привыкли прилагать усилия для достижения цели как в игре, так и в учебе.

6.         Отсутствует самокоррекция – не получается, значит не буду учиться.

Мы всегда задумываемся над проблемами, ищем пути решения, в том числе и при работе с родителями. Родители обычно говорят, что до школы дети ходили в разные «развивашки», хорошо собирают пазлы и конструктор. Однако это мало помогает, проблемы не уходят, напротив, их становится всё больше и больше.  

И вот, ища ответ в Интернете, мы обратили внимание на статью «Футбол и скакалка сделают из ребенка отличника» нейропсихолога Елены Глебовой.

 По словам нейропсихолога, да и мы это прекрасно помним, когда не было гаджетов, дети проводили время во дворе.

Вот наиболее важные моменты. На улице обычно играли в мяч, скакалку, прыгали в классики, катались на велосипеде. Для нас это было обычное времяпрепровождение. Но, оказывается, эти игры — сложнокоординационные виды деятельности.

Сверстники порой не брали ребят в игру, если у них не получалось ловко прыгать в резиночку или играть с мячом в «козла». Поэтому такой ребенок звал бабушку, отходил в сторону и тренировался, пока не получалось. Так происходила самокоррекция. Это, естественно, нашло отражение и в литературе того времени. В стихотворении Агнии Барто «Веревочка» героиня Лидочка вначале не умела прыгать через скакалку.

Скачут девочки вокруг

Весело и ловко,

А у Лидочки из рук

Вырвалась веревка.

— Лида, Лида, ты мала!

Зря ты прыгалку взяла! —

Лида прыгать не умеет,

Не доскачет до угла!

Как бы повела себя Лидочка сегодня? Скорее всего, заплакала бы. Стала звонить маме и т.п. Но Лидочка «того времени» упорно тренировалась дома, пытаясь достичь цели.

Лида скачет по квартире

И сама считает вслух.

Но пока ей удается

Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:

— Немножко поверти!

Я уже допрыгала

Почти до десяти.

И вот результат:

Вышла Лидочка вперед,

Лида прыгалку берет.

— Лида, Лида! Вот так Лида!

Раздаются голоса. —

Посмотрите, это Лида

Скачет целых полчаса!

Это было характерно для того времени, когда написано стихотворение. Сейчас, увы, дети не добиваются успехов в играх, они очень быстро сдаются.

Часто мамы наших учеников жалуются на проблемы с коммуникацией. Однако проблема вовсе не в неспособности общаться.

Обычно дети предпочитают взаимодействовать с теми, с кем играют. Совместная игра предполагает, что партнер следует правилам, а не разрушает. Если один все рушит, играет не по правилам, его вытесняют из игры. И, соответственно, отношения дальше не развиваются, «со мной никто не дружит».

Так что проблему с коммуникацией и успехами в учебе можно рассматривать в двух плоскостях. У одного ребенка не сформированы тормозные системы, а у другого нет и не было дома установленных правил. Он живет по принципу: захотел — получил.

Играя же во дворе, ребёнок вынужден подчиняться правилам. Это очень серьёзная социализация.

Сейчас гаджеты заменили детям дворовые игры. Плохо это или не очень?

Если ребенок в 12 лет не прыгает во дворе на скакалке, а сидит дома в гаджете, то это не так страшно.

Но если в 5–6 лет он не умеет кидать мяч, зато знает, какие кнопки на телефоне нажимать, это гораздо более тревожная ситуация.

Компьютерная игра призвана доставлять удовольствие даже в одиночку, а не развивать мозг. Понятно, есть немало игр, которые способны улучшать какие-то конкретные навыки: пространственное мышление, память, скорость реакции. Но такие игры хороши для тех, кто уже умеет кувыркаться, прыгать, скакать, пинать мячик. Но если гаджет замещает развитие двигательных функций, которые плохо сформированы, это плохо.

Дело доходит до парадокса. То, что 40 лет назад дети осваивали самостоятельно в игре, сегодня стало серьезным коррекционным занятием.

А во дворе это усваивали просто «на бегу».

Из детской жизни почти ушли ролевые игры, по крайней мере, из жизни детей 7-9 лет.

Поговорила с воспитателями близлежащего детского сада. Радует то, что из практики детского сада ролевая игра не ушла. Дети сначала под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно играют в «Путешествие», куда они отправляются семьей (аналог «Дочки-матери»), «В гости к бабушке», «Парикмахерскую», «Магазин», любят «Уголок ряжения», где девочки выбирают женскую одежду, а мальчики мужскую, что способствует половой идентификации. 

Но самостоятельно дети организовывать почти не могут. Они ждут, что их будут занимать, организовывать, развлекать. Да, они будут играть, и играют с удовольствием, но только по инициативе и под присмотром воспитателей. Мы много игр проводим в летнем лагере, в том числе и «Игры нашего двора». Но сами дети почти не организовываются в игру!

Особенно это касается командных игр. Дети сами, без участия взрослых, не умеют организовываться в команду. Даже близко знакомые друг другу дети.

 В школе дети часто жалуются, что кто-то кого-то обозвал. Звонят родители учителю, родители родителям, что ребенка не умеют воспитывать. Но если окунуться в русский фольклор, то там есть и дразнилки, и обзывалки. Это – ЮМОР, который тоже помогает социализироваться. Дразнилки и обзывалки высмеивают ябедничество, плаксивость, жадность, т.е., выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Александр Ильич Савенков, советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, Директор Института педагогики и психологии образования МГПУ подчёркивает:

«Вовлекаясь в игры, ребята усваивали нормы сообщества, вырабатывали стрессоустойчивость и формировали самоидентичность.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир».

К сожалению, утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения. Естественное развитие подростка существенно осложняется.

Как считает Александр Савенков, хороша была эта детская субкультура или плоха, но именно через нее дети узнавали о том, что такое хорошо, что такое плохо, узнавали, что такое предательство, что такое дружба. Ребенку нужно давать исследовать окружающий мир.

Было бы неправильным сказать, что дети сегодня не играют на площадках вовсе. Они играют. В теплое время во многих дворах школьники играют, играют и у нас в летнем лагере. И многие игры похожи на наши.

Но главное отличие в том, что нынешние дети всё реже и реже играют самостоятельно. Нам, педагогам, постоянно нужно их организовывать. В том-то и смысл дворовых игр – не только физическое развитие, координация и проч., но и социализация, развитие навыков жить в обществе, общаться, тянуться за теми, кто делает что-то лучше. Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем постепенную деформацию и вырождение уникального социокультурного феномена под названием «детская субкультура». А вместе с ней утрачивается воспитательный и развивающий потенциал детских игр и неформального общения.

Редакция продолжит публикацию выступлений “Круглого стола”

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Личность в историях

СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

3 мая – 710 лет со дня рождения Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), святого, преподобного, величайшего сподвижника земли русской, основателя Троицко-Сергиевой лавры. Впрочем, точная дата

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ: КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

2 МАЯ с соревнований по футболу в Красногвардейском районе Петербурга экстренно госпитализировали подростка.  Уточняется, что подросток во время матча напоролся на колено соперника. В тяжелом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ БУДУТ УЧИТЬ ЕЩЁ ЛУЧШЕ

В России усовершенствуют подготовку педагогических кадров в системе высшего образования и медицинских работников. Такое поручение чиновникам 27 апреля дал председатель Правительства страны Михаил Мишустин по итогам своего

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

ВИРУСЫ ОТДЕЛЬНО, БАКТЕРИИ ОТДЕЛЬНО

Министерство здравоохранения РФ предложило полностью исключить применение антибиотиков при лечении острых респираторных вирусных инфекций. Это записано в обновленном стандарте медпомощи взрослым при ОРВИ. При этом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

С ЕГЭ ПОКА ВСЁ ПО-СТАРОМУ, НО ПО-НОВОМУ – С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ

Бурно обсуждали в минувшем году необходимость кардинальных перемен с ЕГЭ, однако сотрясания воздуха оказались напрасными и пока всё остаётся по-старому. Впрочем, депутаты Госдумы выразили на

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

О ЗАБЫТЫХ ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В период от прочного установления советской власти до так называемой перестройки в России появилось большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Причина легко объяснима: до

Читать далее...