logo-2x

ТРУС НЕ ИГРАЕТ В НАСТОЛЬНЫЙ ХОККЕЙ

В России 41 тысяча школ, и больше чем в 34 тысячах из них есть свои спортивные клубы. Где‑то очень хорошие, где‑то не очень, но в 2024 году, как сказал министр образования Сергей Кравцов, спортклубы должны быть во всех школах. А инициатором в свое время стал Петербург. Рекомендации федерального уровня проросли в том числе из наработок петербургских педагогов. Сейчас в петербургских ШСК, школьных спортивных клубах, чем только не занимаются: от привычных футбола или баскетбола до мини-гольфа.

ГИПЕРГИПОДИНАМИЯ

«За последние годы значительно ухудшилось здоровье школьников», — говорится в документах Федерального центра организационно-методического обеспечения физвоспитания. Это учреждение Минпросвещения РФ. Лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, у 40 % какая‑нибудь хроническая патология, у каждого второго из них таких патологий несколько.

К окончанию школы количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с нервными болезнями — в два раза, с аллергиями — в три раза, с близорукостью — в пять раз. Среди причин (или по крайней мере влияющих факторов) — возросшие учебные и внеучебные нагрузки, нехватка времени на сон и прогулки и, наконец, низкая двигательная активность.

— Снижение двигательной активности — это общая тревожная тенденция. Особенно она стала заметна с начала 2000‑х, — говорит Петр Кузьмин, начальник отдела воспитательной работы и допобразования петербургского комитета по образованию. — Раньше, вспомним детство: звонок на переменку — и все носятся. А после школы все носятся во дворе.

В тех же документах федерального центра сказано: уже в младших классах дефицит двигательной активности составляет 35 – 40 %. У старшеклассников — до 85 %. И уроки физкультуры компенсируют эту нехватку только на 10 – 18 %. Десять лет назад в школьное расписание добавили на федеральном уровне третий урок физкультуры, но через несколько лет его перенесли во внеучебную работу.

В 2019 – 2020 годах в субъектах РФ проводился мониторинг физической подготовленности школьников с основной группой здоровья. Основная группа — значит без каких‑то физических нарушений, а если они и есть (допустим, близорукость), то не мешают заниматься на уроках физкультуры. Основная группа здоровья у 84,9 % российских школьников. Правда, никаких отклонений нет лишь у 25,3 % из них.

Это, повторим, в целом по стране. Например, в Ленобласти лишь 65,6 % школьников имеют основную группу здоровья. Но это недурно по сравнению с Владимирской областью (там 53,6 %) и тем более с «антилидером» Калмыкией, где лишь у 32,5 % школьников здоровье позволяет заниматься на обычных уроках физкультуры. А вот самые здоровые регионы, судя по отчетам, — Чечня (где основная группа здоровья у 96,8 % школьников), Камчатка (97 %) и Тыва (98 %).

Другой показатель — физическая подготовленность — свидетельствует, насколько успешно здоровые (или более-менее здоровые) школьники выполняют разные тесты: на гибкость, силу, скорость, координацию. Уровень такой подготовленности может быть низким, средним или высоким. В целом по стране он «выше среднего», сообщает Федеральный центр организационно-методического обеспечения физвоспитания. Но, к примеру, в Псковской области почти у каждого пятого условно здорового школьника (а их больше 90 %) низкие результаты по физподготовке. Проще говоря, силенок маловато. В Ленобласти таких 12,5 %. С учетом того, что в этом субъекте РФ вообще не так много здоровых школьников — показатель неплохой: значит, среди тех, кто все‑таки занимается на уроках физкультуры, слабеньких немного. В Петербурге низкий уровень физподготовки у 11,1 % здоровых школьников. А вот средний уровень практически у каждого второго. У 36,8 % и вовсе высокий, говорят отчеты. Для сравнения: в Тыве и Чечне (напомним, они лидеры «по здоровью» школьников) высокие показатели только у 10 – 18 % школьников.

К тому времени, как проводился этот мониторинг, в Петербурге уже десять лет раскручивалось движение спортивных клубов. Возможно, и этим можно объяснить довольно высокие результаты в физической подготовленности здешних школьников.

НЕ ПРОСТО «ЗАХОТЕЛИ И СОЗДАЛИ»

С начала нулевых новые школы в Петербурге проектируются только с бассейнами, отмечает Петр Кузьмин. Кроме того, в школах стали появляться кружки, в том числе спортивные. Это вообще тенденция: школа становится учреждением «полного дня» — утром учимся, после обеда рисуем, спектакли ставим или в волейбол играем.

В 2011‑м Минобрнауки РФ (тогда школы входили в это министерство) и Минспорта РФ издали письмо: школам рекомендовалось создавать спортклубы.

— В 2014 году на первом Московском международном салоне образования Петербург транслировал свой опыт создания школьных спортивных клубов, — рассказывает Полина Казунко. Она возглавляет координационный центр по физкультурно-спортивной работе с образовательными организациями Петербурга. Этот центр входит в структуру одного из крупнейших в городе учреждений образования — детского оздоровительно-образовательного туристского центра «Балтийский берег».

В городе 600 с лишним школ. В каждой есть кружки спортивной направленности, а в 550 они объединены в спортивные клубы. Петр Кузьмин поясняет, почему просто кружка недостаточно:

— Клуб — это объединяющая форма работы. Не все ученики занимаются спортом — например, из‑за ограничений по здоровью. Но и их можно вовлечь: они ходят на соревнования, болеют за своих, придумывают кричалки, девиз, эмблему. Рисуют плакаты. Родители тоже в этом участвуют.

Но ШСК — это не просто «захотели и создали».

Во-первых, должно быть отделение допобразования с его руководителем, а значит, и расходы на зарплату. В советской школе из‑за случайного перелома родители редко подавали в суд, сейчас такое возможно, поэтому школы следят за медсправками, допусками, отчетностями и прочим. Правда, полсотни петербургских ШСК созданы на общественных началах, без бюджетных денег.

Во-вторых, у школ очень разная инфраструктура. Например, в тех, что размещены в исторических зданиях, не очень‑то разбегаешься.

— Но во Всероссийский реестр видов спорта включено больше 150 видов! Можно выбрать те, которые подходят под условия школы, — считает Полина Казунко. — Шахматы, шашки, скиппинг (спортивная скакалка), детский фитнес. Есть школа, которая очень хорошо развивает настольный хоккей. Это тоже активность, движение, азарт.

В-третьих, нужны деньги на спортивное оборудование. Как говорит Петр Кузьмин, одни школы выигрывают гранты, другие получают точечное финансирование от своих районов. Могут помочь шефствующие организации. В-четвертых, кадры. И речь не о тренерах.

— Педагогические университеты не готовят таких специалистов — «руководителей школьного спортивного клуба», — говорит Петр Кузьмин. — При этом для должности нужны квалификация, опыт. Пока единственный вариант — курсы повышения квалификации.

В любом случае школам так или иначе уже не обойтись без подобных структур. Дело в том, что все образовательные учреждения вовлечены в межшкольные соревнования. С 2010 года по указу президента РФ проводятся Президентские состязания и Президентские спортивные игры. С 2018 года проходят Игры ШСК — Всероссийские спортивные игры школьных спортклубов. Традиционно идут всероссийские соревнования «Серебряный мяч» (волейбол), общероссийский проект по мини-футболу. Так что школы все равно создают команды, участвуют в состязаниях, проводят олимпийские уроки. Просто сейчас это облекается в форму спортклубов, поясняют в комитете.

ОТ ВЫСОКОГО К МАССОВОМУ

По названиям петербургских ШСК не всегда скажешь, на каком виде спорта они специализируются. Есть, конечно, «Самбо-клуб» или «СИН-до» (киокусинкай), есть «Движение вверх» (понятно, баскетбол). Но «Легенда № 17» — не хоккей, а самбо и легкая атлетика. А «Большие Охтинские Бобры» — туризм и общефизическая подготовка. В школьных спортклубах играют в лапту, городки, тэг-регби (бесконтактный вид этой брутальной игры).

— Есть интересные секции по фехтованию. В спортивную школу ребенок, допустим, идти не готов, там большие тренировочные нагрузки, а в школьном спортклубе может попробовать, — считает Полина Казунко.

Как говорят в комитете, ученики из одной школы могут записаться в спортклуб той, что напротив. Есть те, кто ходит в свою школу в один кружок, а в школу через квартал — в другой. Кто‑то через весь город едет, чтобы попасть к определенному педагогу.

По словам представителей комитета, школьным спортклубам все активнее помогают федерации разных видов спорта: покупают оборудование, бесплатно проводят обучение преподавателей, устраивают соревнования.

Несколько лет назад в петербургские школы таким вот образом пришла федерация гольфа СПб и предложила заняться мини-гольфом. Выиграла грант и в 25 школ закупила оборудование, приглашала школьников на свои турниры. В результате уже не в общеобразовательной, а в спортивной школе открылось отделение по мини-гольфу.

— И там очень приличные результаты, на уровне чемпионатов России, — говорит Полина Казунко. — Получается, федерация через школьный спортклуб постепенно вошла в спорт высших достижений.

Федерация гребного спорта поставила в 60 школ тренажеры для индор-гребли, то есть гребли в закрытых помещениях.

— У федераций несколько уровней заинтересованности, — резюмирует Петр Кузьмин. — Во-первых, так можно выбрать одаренных в спорте детей. Во-вторых, вырастить публику, своего зрителя, который будет приходить на соревнования. Сейчас, будем откровенны, шансы выступать на международных площадках убавились, и федерации стали внимательнее смотреть, какие возможности есть внутри страны. А тут огромное поле для деятельности. Раньше считалось, что престиж страны показывают в спорте высших достижений: Олимпийские игры, мировые чемпионаты. Сейчас произошел поворот: больше внимания именно массовому спорту, физической культуре. Потому что престиж страны — это, наверное, когда ее граждане здоровы.

Анастасия ДОЛГОШЕВА

«Санкт-Петербургские ведомости», апрель 2023 г. (в сокращении)

https://spbvedomosti.ru/news/gorod/trus-ne-igraet-v-nastolnyy-khokkey-zachem-v-shkolakh-sozdayut-sportkluby

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ БУДУТ УЧИТЬ ЕЩЁ ЛУЧШЕ

В России усовершенствуют подготовку педагогических кадров в системе высшего образования и медицинских работников. Такое поручение чиновникам 27 апреля дал председатель Правительства страны Михаил Мишустин по итогам своего

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

ВИРУСЫ ОТДЕЛЬНО, БАКТЕРИИ ОТДЕЛЬНО

Министерство здравоохранения РФ предложило полностью исключить применение антибиотиков при лечении острых респираторных вирусных инфекций. Это записано в обновленном стандарте медпомощи взрослым при ОРВИ. При этом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

С ЕГЭ ПОКА ВСЁ ПО-СТАРОМУ, НО ПО-НОВОМУ – С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ

Бурно обсуждали в минувшем году необходимость кардинальных перемен с ЕГЭ, однако сотрясания воздуха оказались напрасными и пока всё остаётся по-старому. Впрочем, депутаты Госдумы выразили на

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

О ЗАБЫТЫХ ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В период от прочного установления советской власти до так называемой перестройки в России появилось большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Причина легко объяснима: до

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЯ ПОЕДЕТ БОЛЬШЕ

Приближается время летнего отдыха, соответственно, идёт обсуждение подготовки детей к пребыванию в детских оздоровительных лагерях. И первый вопрос: не повторятся ли отравления и вирусные заболевания,

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ РЕШИЛИ ПОДЕЛИТЬ НА ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ

Обязать производителей и дистрибьюторов маркировать игры и игрушки, разделив их на категории 0+, 6+, 12+ и 16+, призван законопроект, который подготовила первый заместитель председателя Комитета

Читать далее...