В России 41 тысяча школ, и больше чем в 34 тысячах из них есть свои спортивные клубы. Где‑то очень хорошие, где‑то не очень, но в 2024 году, как сказал министр образования Сергей Кравцов, спортклубы должны быть во всех школах. А инициатором в свое время стал Петербург. Рекомендации федерального уровня проросли в том числе из наработок петербургских педагогов. Сейчас в петербургских ШСК, школьных спортивных клубах, чем только не занимаются: от привычных футбола или баскетбола до мини-гольфа.
ГИПЕРГИПОДИНАМИЯ
«За последние годы значительно ухудшилось здоровье школьников», — говорится в документах Федерального центра организационно-методического обеспечения физвоспитания. Это учреждение Минпросвещения РФ. Лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, у 40 % какая‑нибудь хроническая патология, у каждого второго из них таких патологий несколько.
К окончанию школы количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с нервными болезнями — в два раза, с аллергиями — в три раза, с близорукостью — в пять раз. Среди причин (или по крайней мере влияющих факторов) — возросшие учебные и внеучебные нагрузки, нехватка времени на сон и прогулки и, наконец, низкая двигательная активность.
— Снижение двигательной активности — это общая тревожная тенденция. Особенно она стала заметна с начала 2000‑х, — говорит Петр Кузьмин, начальник отдела воспитательной работы и допобразования петербургского комитета по образованию. — Раньше, вспомним детство: звонок на переменку — и все носятся. А после школы все носятся во дворе.
В тех же документах федерального центра сказано: уже в младших классах дефицит двигательной активности составляет 35 – 40 %. У старшеклассников — до 85 %. И уроки физкультуры компенсируют эту нехватку только на 10 – 18 %. Десять лет назад в школьное расписание добавили на федеральном уровне третий урок физкультуры, но через несколько лет его перенесли во внеучебную работу.
В 2019 – 2020 годах в субъектах РФ проводился мониторинг физической подготовленности школьников с основной группой здоровья. Основная группа — значит без каких‑то физических нарушений, а если они и есть (допустим, близорукость), то не мешают заниматься на уроках физкультуры. Основная группа здоровья у 84,9 % российских школьников. Правда, никаких отклонений нет лишь у 25,3 % из них.
Это, повторим, в целом по стране. Например, в Ленобласти лишь 65,6 % школьников имеют основную группу здоровья. Но это недурно по сравнению с Владимирской областью (там 53,6 %) и тем более с «антилидером» Калмыкией, где лишь у 32,5 % школьников здоровье позволяет заниматься на обычных уроках физкультуры. А вот самые здоровые регионы, судя по отчетам, — Чечня (где основная группа здоровья у 96,8 % школьников), Камчатка (97 %) и Тыва (98 %).
Другой показатель — физическая подготовленность — свидетельствует, насколько успешно здоровые (или более-менее здоровые) школьники выполняют разные тесты: на гибкость, силу, скорость, координацию. Уровень такой подготовленности может быть низким, средним или высоким. В целом по стране он «выше среднего», сообщает Федеральный центр организационно-методического обеспечения физвоспитания. Но, к примеру, в Псковской области почти у каждого пятого условно здорового школьника (а их больше 90 %) низкие результаты по физподготовке. Проще говоря, силенок маловато. В Ленобласти таких 12,5 %. С учетом того, что в этом субъекте РФ вообще не так много здоровых школьников — показатель неплохой: значит, среди тех, кто все‑таки занимается на уроках физкультуры, слабеньких немного. В Петербурге низкий уровень физподготовки у 11,1 % здоровых школьников. А вот средний уровень практически у каждого второго. У 36,8 % и вовсе высокий, говорят отчеты. Для сравнения: в Тыве и Чечне (напомним, они лидеры «по здоровью» школьников) высокие показатели только у 10 – 18 % школьников.
К тому времени, как проводился этот мониторинг, в Петербурге уже десять лет раскручивалось движение спортивных клубов. Возможно, и этим можно объяснить довольно высокие результаты в физической подготовленности здешних школьников.
НЕ ПРОСТО «ЗАХОТЕЛИ И СОЗДАЛИ»
С начала нулевых новые школы в Петербурге проектируются только с бассейнами, отмечает Петр Кузьмин. Кроме того, в школах стали появляться кружки, в том числе спортивные. Это вообще тенденция: школа становится учреждением «полного дня» — утром учимся, после обеда рисуем, спектакли ставим или в волейбол играем.
В 2011‑м Минобрнауки РФ (тогда школы входили в это министерство) и Минспорта РФ издали письмо: школам рекомендовалось создавать спортклубы.
— В 2014 году на первом Московском международном салоне образования Петербург транслировал свой опыт создания школьных спортивных клубов, — рассказывает Полина Казунко. Она возглавляет координационный центр по физкультурно-спортивной работе с образовательными организациями Петербурга. Этот центр входит в структуру одного из крупнейших в городе учреждений образования — детского оздоровительно-образовательного туристского центра «Балтийский берег».
В городе 600 с лишним школ. В каждой есть кружки спортивной направленности, а в 550 они объединены в спортивные клубы. Петр Кузьмин поясняет, почему просто кружка недостаточно:
— Клуб — это объединяющая форма работы. Не все ученики занимаются спортом — например, из‑за ограничений по здоровью. Но и их можно вовлечь: они ходят на соревнования, болеют за своих, придумывают кричалки, девиз, эмблему. Рисуют плакаты. Родители тоже в этом участвуют.
Но ШСК — это не просто «захотели и создали».
Во-первых, должно быть отделение допобразования с его руководителем, а значит, и расходы на зарплату. В советской школе из‑за случайного перелома родители редко подавали в суд, сейчас такое возможно, поэтому школы следят за медсправками, допусками, отчетностями и прочим. Правда, полсотни петербургских ШСК созданы на общественных началах, без бюджетных денег.
Во-вторых, у школ очень разная инфраструктура. Например, в тех, что размещены в исторических зданиях, не очень‑то разбегаешься.
— Но во Всероссийский реестр видов спорта включено больше 150 видов! Можно выбрать те, которые подходят под условия школы, — считает Полина Казунко. — Шахматы, шашки, скиппинг (спортивная скакалка), детский фитнес. Есть школа, которая очень хорошо развивает настольный хоккей. Это тоже активность, движение, азарт.
В-третьих, нужны деньги на спортивное оборудование. Как говорит Петр Кузьмин, одни школы выигрывают гранты, другие получают точечное финансирование от своих районов. Могут помочь шефствующие организации. В-четвертых, кадры. И речь не о тренерах.
— Педагогические университеты не готовят таких специалистов — «руководителей школьного спортивного клуба», — говорит Петр Кузьмин. — При этом для должности нужны квалификация, опыт. Пока единственный вариант — курсы повышения квалификации.
В любом случае школам так или иначе уже не обойтись без подобных структур. Дело в том, что все образовательные учреждения вовлечены в межшкольные соревнования. С 2010 года по указу президента РФ проводятся Президентские состязания и Президентские спортивные игры. С 2018 года проходят Игры ШСК — Всероссийские спортивные игры школьных спортклубов. Традиционно идут всероссийские соревнования «Серебряный мяч» (волейбол), общероссийский проект по мини-футболу. Так что школы все равно создают команды, участвуют в состязаниях, проводят олимпийские уроки. Просто сейчас это облекается в форму спортклубов, поясняют в комитете.
ОТ ВЫСОКОГО К МАССОВОМУ
По названиям петербургских ШСК не всегда скажешь, на каком виде спорта они специализируются. Есть, конечно, «Самбо-клуб» или «СИН-до» (киокусинкай), есть «Движение вверх» (понятно, баскетбол). Но «Легенда № 17» — не хоккей, а самбо и легкая атлетика. А «Большие Охтинские Бобры» — туризм и общефизическая подготовка. В школьных спортклубах играют в лапту, городки, тэг-регби (бесконтактный вид этой брутальной игры).
— Есть интересные секции по фехтованию. В спортивную школу ребенок, допустим, идти не готов, там большие тренировочные нагрузки, а в школьном спортклубе может попробовать, — считает Полина Казунко.
Как говорят в комитете, ученики из одной школы могут записаться в спортклуб той, что напротив. Есть те, кто ходит в свою школу в один кружок, а в школу через квартал — в другой. Кто‑то через весь город едет, чтобы попасть к определенному педагогу.
По словам представителей комитета, школьным спортклубам все активнее помогают федерации разных видов спорта: покупают оборудование, бесплатно проводят обучение преподавателей, устраивают соревнования.
Несколько лет назад в петербургские школы таким вот образом пришла федерация гольфа СПб и предложила заняться мини-гольфом. Выиграла грант и в 25 школ закупила оборудование, приглашала школьников на свои турниры. В результате уже не в общеобразовательной, а в спортивной школе открылось отделение по мини-гольфу.
— И там очень приличные результаты, на уровне чемпионатов России, — говорит Полина Казунко. — Получается, федерация через школьный спортклуб постепенно вошла в спорт высших достижений.
Федерация гребного спорта поставила в 60 школ тренажеры для индор-гребли, то есть гребли в закрытых помещениях.
— У федераций несколько уровней заинтересованности, — резюмирует Петр Кузьмин. — Во-первых, так можно выбрать одаренных в спорте детей. Во-вторых, вырастить публику, своего зрителя, который будет приходить на соревнования. Сейчас, будем откровенны, шансы выступать на международных площадках убавились, и федерации стали внимательнее смотреть, какие возможности есть внутри страны. А тут огромное поле для деятельности. Раньше считалось, что престиж страны показывают в спорте высших достижений: Олимпийские игры, мировые чемпионаты. Сейчас произошел поворот: больше внимания именно массовому спорту, физической культуре. Потому что престиж страны — это, наверное, когда ее граждане здоровы.
Анастасия ДОЛГОШЕВА
«Санкт-Петербургские ведомости», апрель 2023 г. (в сокращении)