logo-2x

УЧИТЬСЯ НА УЧИТЕЛЯ

С начала приёмной кампании в 2023 году в педагогические вузы России подали заявления 270 тысяч студентов. А это значит, что, несмотря на все проблемы отечественной педагогики, интерес и уважение к педагогическому труду не угас.

ПОСТУПАЕМ В ПЕДВУЗЫ

Чаще всего абитуриенты выбирали Московский педагогический государственный университет, российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Нижегородский государственный педагогический университет имени Кузьмы Минина. Наиболее востребованные профили подготовки – «литература», «обществоведческое образование», «русский язык как иностранный». В этом году впервые набирали студентов по новым специальностям бакалавриата – «этнографическое образование», «gama-педагог», образовательный инжиниринг, «английский язык», «робототехника и технология». Появились новые программы в магистратуре – «Экспертиза в образовании», «Бизнес-педагогика», «Мехатроника и робототехника», «Инновационное предпринимательство в сфере «Edtech», «Госпитальная педагогика», «STEAM-технологии в основном и дополнительном образовании».

И ещё новшество: с началом учебного года заработает портал, на котором преподавателям педагогических вузов представят полезную и актуальную информацию, как организовать воспитательную работу со студентами. Здесь соберут банк идей, спикеров и экспертов, календарь мероприятий, нормативные документы. На этой же площадке специалисты смогут обмениваться мыслями, каким должен быть единый стандарт воспитания для российских педвузов. Его создание инициировали 29 июня на первом заседании Совета проректоров организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения. Как собираются воспитывать будущих учителей, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель совета, проректор по воспитательной работе и молодежной политике Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского Денис Кретов.

С ДЕТСКОГО САДА ДО СЕДИН

— Денис Владимирович, зачем вообще нужен единый стандарт, да еще для воспитания взрослых людей?

— Сейчас мы в большей степени сосредоточены на преподавании дисциплин. Но оно неотделимо от воспитания, по Федеральному закону № 273 об образовании, это единый процесс. Именно поэтому у педагогических вузов есть особая задача – готовить будущих учителей к воспитательной деятельности в школе. Единый стандарт станет большим подспорьем. Не зря три года назад все педагогические вузы перешли в ведение Министерства просвещения, чтобы быть максимально интегрированными во всю систему образования, обеспечить преемственность на всех этапах — от дошкольного до высшего профессионального образования. И потому нельзя отрываться в патриотическом, культурно-творческом, гражданском, экологическом воспитании от школы. И, конечно же, в педвузах должны быть и государственный флаг, и здоровый образ жизни, и курс «Разговоры о важном».

— Будут ли темы таких бесед дублировать те, что обсуждают со школьниками?

— Они будут похожими, но рассматриваться с иной точки зрения. Нужно, чтобы начинающий педагог научился разговаривать с учениками, а для этого имел представление не только о содержании курса, но и о форме, методах подачи информации.

— Ограничены ли вы какими-то сроками в разработке стандарта?

— Определенных рамок пока нет. На его создание уйдет чуть больше времени, чем на ядро высшего педагогического образования — единую систему обучения и воспитания будущих учителей, которая обеспечит качественную предметную подготовку по общим принципам. На первом заседании совета мы распределились по группам и декларировали, что стандарт воспитательной работы — следующий этап, к которому нужно переходить. В ближайшее время будем обсуждать его детально.

ПИЛОТНЫЙ БАНК ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

— Должность проректора по воспитательной работе и молодежной политике достаточно молодая, существует в педвузах с февраля 2022 года. Что принципиально поменялось в подходе к воспитанию студентов?

— Введение такой должности в каждом вузе и ее стандартизация — тенденция последних двух лет. Раньше было как? Функции проректора по воспитательной работе брали на себя проректоры по научной или учебной деятельности, поскольку соответствующая штатная единица существовала не во всех вузах. Не только Минпросвещения, но и Минобрнауки ратовали за то, чтобы она в обязательном порядке появилась везде. Теперь количество воспитательных мероприятий выросло многократно. В нашем университете практически в десять раз.

— Что конкретно делаете?

— Профильные кафедры включают в свои учебные программы календарные планы воспитательной работы. Например, есть такие мероприятия в ходе изучения педагогики, русского или иностранного языка, остальных предметов. Они различаются по уровням: кафедральные, факультетские, институтские, общеуниверситетские. В последнее время в связи с всероссийским конкурсом молодежных проектов очень много так называемых внешних мероприятий — межрегиональных, всероссийских, международных. Многие проводятся и вне рамок учебной деятельности, уже после того, как студентов отпустят с пар, и даже на каникулах и в выходные дни.

— Понятно, что воспитательная составляющая есть на уроках русского языка, литературы или истории. А как это происходит на других?

— По образованию я учитель иностранных языков. В пору моего студенчества нас тоже воспитывали. Например, мероприятия были связаны с изучением культуры, литературы, архитектуры — всего, что имеет отношение к стране изучаемого языка. И сейчас форматы используются разные, включая постановку спектаклей, интеллектуальные игры. В нашем вузе мы обновляем их ежегодно, постоянно ищем что-то новое. В каждой дисциплине есть поле для подобных мероприятий.

Кстати, и с коллегами по совету любой разговор начинаем с вопроса: «А как у вас?» — как у вас проходит выпускной, школа актива для студентов, адаптация первокурсников? Это и подвигло нас к созданию электронного ресурса «Мастерская воспитания». Придумали в нем тематические рубрики, загружаем лучшие практики, прошедшие апробацию и показавшие эффективность. Там можно будет найти банк идей, спикеров и экспертов, календарь мероприятий, нормативные документы. Пилотный проект презентовали 29 июня на первом заседании Совета проректоров по воспитательной работе и молодежной политике. Пока тестируем, несколько рубрик еще не заполнены, но общий доступ к базе откроется с 1 сентября. В первую очередь она будет полезна проректорам по воспитательной работе и сотрудникам вузов, которые отвечают за это направление.

— Какие задачи решает совет?

— Создать его предложили на проектной сессии в Ярославском педуниверситете имени Ушинского в марте 2023 года, а соответствующий приказ министр просвещения подписал 18 мая. Такой совет — это центр профессионального притяжения, где мы можем обменяться опытом. Когда варишься сам в себе, внутри одного вуза, замыливается глаз или какие-то локальные традиции не позволяют двигаться дальше. А вот когда посмотришь, как и что делают коллеги, появляются идеи. У каждого вуза есть очень интересные проекты. В Алтайском университете — в плане волонтерства, в Ульяновском — по оформлению образовательной среды, в Чеченском — прекрасная педагогическая мастерская Алихана Динаева, которая помогает освоиться в профессии, повышает мотивацию к получению знаний. Есть еще одно важное направление — сделать так, чтобы наши чаяния и проблемы услышали в Минпросвещения, максимально участвовать в общественной жизни.

ЗАЧЁТ ИЛИ НЕЗАЧЁТ?

— Патриотизм в нашей стране сейчас в тренде. С 1 сентября прошлого года школы начинают неделю с поднятия флага и исполнения государственного гимна. А как с этим в вузах?

— В той же «Мастерской воспитания» есть рубрика «Гражданско-патриотическое воспитание». В нашем совете мы даже образовали специальную рабочую группу, которая будет отвечать за развитие этой сферы. Почти в каждом педуниверситете действуют клубы «Я горжусь», проводят военно-патриотические игры и сборы, с разной периодичностью везде организуют церемонии подъема государственного флага под гимн Российской Федерации, просмотр и обсуждение фильмов на патриотическую тематику. Недавно мы организовали открытый показ картины «Небо» режиссера Игоря Копылова о военных летчиках в Сирии. Было его горячее обсуждение, эмоции, слезы. И нашумевший «Вызов» Клима Шипенко не менее патриотичен, чем ленты советской эпохи.

— Сами студенты разделяют ваши инициативы?

— Многие понимают, что, кроме диплома, нужны еще так называемые надпрофессиональные компетенции. Наша задача — увеличивать процент таких активистов, чтобы им была интересна внеучебная деятельность. Потому акцентируем внимание на том, что воспитание — неотъемлемая часть успешного педагога.

— А будет ли воспитательная деятельность как-то оцениваться? Например, зачет или незачет, хорошо или неуд?

— В нашей профессиональной среде по этому поводу идут горячие споры. Какие-то вузы уже совершают первые попытки разработать оценочные инструменты, но пока в порядке эксперимента. Такая работа трудно поддается штампам. Вот как оценить, смогли ли мы воспитать патриотизм, если при посещении памятника студент на нем ничего не нацарапал? Это хорошо, зачет или нет? Здесь большая доля душевной, эмоциональной сферы. Оценить ее в отличие от объема знаний, количества прочитанных произведений или заученных формул непросто. Но мы понимаем, что вне зависимости от этого воспитанием нужно заниматься, и систематически. В любом случае количество всегда переходит в качество.

Инесса ФОТИЕВА, «Парламентская газета»

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...