С Нового года, то есть, со второго полугодия этого учебного года, в учебных заведениях страны вводится новый предмет – начальная военная подготовка. Ещё в прошлом году об этом поведал глава Министерства просвещения Сергей Кравцов. Идею уже поддержали Минобороны и Совет Федерации. Программы занятий находятся в разработке, также окончательно не решено, будет ли новый предмет факультативным или обязательным. Опросы показывают, что большинство родителей не против уроков НВП, хотя и не понимают, чему именно будут учить их детей.
Как правило новое – это хорошо забытое старое. Впрочем, уроки НВП в учебных заведениях не так уж стары и не настолько хорошо забыты. Люди старшего поколения хорошо помнят и построения перед уроком, и строевой шаг, и сборку-разборку автомата Калашникова, и стрельбу в тире и – кому особенно повезло – игру «Зарница».
Конечно, не всем уроки НВП были по душе. Это, как и положено, зависело от преподавателя. Бывало, вели такие уроки отставные военные не слишком интересно. Иногда они рассказывали байки из армейской жизни, говорили что-то про бомбоубежища и поражающие факторы ядерного взрыва, «тиранили» строевой подготовкой, приносили старенькие противогазы, учили на время разбирать и собирать учебные автоматы Калашникова.
Но для многих такие уроки были любимыми! Например, в нашей школе преподавал нам НВП молодой офицер, только что вернувшийся из ГДР. За несколько месяцев он на глазах у всех сделал свой предмет главным! Каждую неделю были какие-то соревнования, поездки, стрельбы, мы шагали строем, а девочки все поголовно были влюблены в преподавателя.
А уж как мы любили «Зарницы»!
Была такая игра в ССР. Главный девиз её был потрясающе звучным: «Зарница» – игра дружных! «Зарница» – игра сильных! «Зарница» – игра смелых!». Играли в неё все школьники! А подростки постарше играли в схожую военно-спортивную игру «Орлёнок». В особо продвинутых учебных заведениях «Зарницы» доходили до самых настоящих военных учений с привлечением бронетехники, дымовых шашек и взрывпакетов.
У нас, например, «Зарница» проходила на территории воинских частей, и тогда план игр составлялся при участии кадровых военных.
Так что же будет на вновь вводимых уроках начальной военной подготовки? Уже сегодня модули по НВП входят в программу занятий по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На уроках школьники изучают права и обязанности гражданина во время призыва и прохождения военной службы, вопросы военно-профессиональной деятельности и приемы оказания первой медицинской помощи.
Согласно опросу, проведенному сервисом SuperJob, введение НВП поддерживают 61% родителей старшеклассников и студентов. Опрос проводился среди экономически активных граждан из разных регионов страны. Шесть из десяти респондентов поддержали инициативу, хотя и с оговоркой: «Курс нужен, но он должен быть максимально полезным: не только строем ходить». Против высказались 22%, заявив, что правила дорожного движения, уроки вождения или курсы первой медицинской помощи пригодились бы больше. Еще 17% воздержались от оценки. Среди мужчин оказалось больше сторонников НВП (67%), чем среди женщин (53%).
Однако в России немало учебных заведений, в которых уроки НВП введены совершенно добровольно. Например, в Естественно-научном лицее Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
– Мы ввели НВП ещё в 2013 году, – говорит директор Естественно-научного лицея Роман Байбиков, – Считаю, что ребята занимаются с удовольствием. У нас всё есть: макеты автоматов Калашникова, пистолета Макарова, противогазы, общевойсковые защитные комплекты (ОЗК), респираторы и прочее. Мы тесно сотрудничаем с Военным учебным центром Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. И, конечно, нам очень повезло с педагогом по НВП – преподаёт эту дисциплину бывший начальник учебной части военной кафедры полковник Андрей Михайлович Хрусталёв.
В то же время Роман Анатольевич считает, что введение НВП в учебных заведениях, запланированное с нового года, может в некоторых случаях стать формальным. Поскольку, во-первых, нужны квалифицированные преподаватели (отставные военные балагуры в нынешних условиях уже не подойдут), а, во-вторых, для полноценных занятий нужна соответствующая материальная часть: макеты автоматов и пистолетов, противогазы, костюмы химзащиты и многое другое. Их нужно приобретать. А стоят они недешево.
В принципе, по большому счёту надо оснащать оружейную комнату. А это непросто, особенно для школ. Макеты оружия стоят от 30 тысяч рублей. Конечно, в крупных городах в школах есть деньги. А в провинции, в деревнях и сёлах? Не превратятся ли уроки НВП в простые рассказы о том, что такое теоретически автомат и пистолет и как примерно стрелять.
Конечно, уроки НВП – это не только огневая подготовка. Но как раз именно эти уроки самые привлекательные для подростков.
И ещё, конечно, очень важна подготовка преподавателей. Не каждому даже столичному колледжу так повезёт, как политехническому. А в сельских школах трудновато придётся…
Отглаженная форма сидит на полковнике запаса, учителе начальной военной подготовки Андрее Михайловиче Хрусталёве идеально! Он говорит, что уроки тоже должны быть такими – чёткими, правильными, идеальными, а главное – интересными!
– В принципе, методика проведения уроков НВП почти такая же, какая была в советских школах. Вся программа состоит из трёх модулей.
Первый модуль – «Основы государства», в который входят такие темы как общие понятия о вооруженных силах и государстве, символы РФ, символы Вооруженных Сил, современная военная доктрина. Ребята должны также знать воинские звание в Вооруженных Силах, общевоинский устав ВС и устав внутренней службы.
Второй и самый большой модуль – «Основы допризывной подготовки», в который входят строевая подготовка, огневая подготовка, тактическая подготовка, радиационная химическая и биологическая защита, инженерная подготовка и военная топография.
Третий модуль – «Основы выживания и оказания первой медицинской помощи».
На первом же занятии Андрей Михайлович, познакомив учащихся с модулями занятий, показывает им, что такое строевая подготовка. Класс он выводит в коридор, объясняет команды, обучает старосту группы подавать команды.
– Роль командира попробуют все, – объясняет преподаватель. – Это необходимо для командирских навыков. На строевую подготовку немного времени отводятся – всего 4 часа, причем, один час лекционный, три практических, поэтому я начинаю каждое занятие с каждой группой с построения личного состава, говоря армейским языком.
Слышу команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Равнение направо!» и с удовольствием вспоминаю уроки НВП в моей советской школе. А староста группы, в данном случае уже командир отделения, уже отчеканивает:
– Товарищ полковник, учебная группа такая-то к занятию по начальной военной подготовке готова! По списку столько-то человек, налицо столько-то.
И слышу в ответ на приветствие полковника «Здравствуйте, товарищи!» не стройное пока ещё, но довольно чёткое:
– Здравия желаем, товарищ полковник!
Да, что ни говори, а в юном возрасте военное дело у нас в крови…
Затем учащиеся заходят в класс, и урок начинается с исполнения гимна Российской Федерации.
На огневую подготовку отводится целых 10 часов. Изучаются боевые свойства, устройство и порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова АК 74М, пистолет Макарова, ручные осколочные гранаты.
– Мы не преследуем выполнение временных нормативов, хотя они существуют, – рассказывает Андрей Михайлович. – Самое главное – усвоить правильную последовательность. Но если будут желающие соревноваться на время – ради Бога! В прошлом году ребята выразили желание соревноваться вместе со студентами университета, которые учатся в военно-учебном центре, причём, девочки показали хорошие результаты. И далее, на всех занятиях, этот элемент – один из контрольных вопросов (теоретических и практических). Я вызываю учеников к доске, и они последовательно, кто-то разбирает, кто-то собирает макет массо-габаритный (ММГ) автомата АК-74М или пистолета Макарова (ПМ), и, затем, к концу курса все свободно владеют разборкой-сборкой автомата и пистолета.
На тактической подготовке ученики изучают организационно-штатную структуру мотострелкового отделения и взвода, основные виды боя – оборону и наступление, порядок их ведения.
Ребята изучают многое, и всё это им может пригодиться. Например, оказание первой помощи раненым, радиационную, химическую и биологическую защиту, ориентирование на местности… Они знают, как определить по таящему снегу, где север, а где юг, как понять по архитектуре культовых зданий, где запад, а где восток…Могут подобрать по размеру средства защиты органов дыхания и глаз (маску противогаза, респиратора) и средств защиты кожи (чулок и плаща ОЗК).
Много работаем с видеоматериалами, в которых участники СВО делятся своим опытом по выживанию в экстремальных условиях. Не забываем мы Дни воинской славы и Памятные даты России, по которым ребята разрабатывают презентации и представляют их на каждом уроке в вводной части вместе с электронной версией Боевого листка о важнейших событиях в мире, государстве, городе, вузе, лицее, своей учебной группе и личной жизни учеников.
Этим ребятам проще: у них и преподаватель опытный, и матчасть хорошая, и в любое время в их распоряжении университетский тир для стрельбы, и с курсантами военного учебного центра они всегда могут пообщаться, даже посоревноваться.
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА