В России, по данным Минздрава за 2022 год, не хватает около 25 тысяч врачей,
а среднего медицинского персонала нужно в два раза больше. В Госдуме
предлагают решать проблему комплексно: развивать профильные школьные
классы, стимулировать к поступлению в колледжи и вузы сельскую молодежь,
дать дополнительные возможности врачам-стажерам и решить проблемы
целевого обучения. О том, как будут восполнять нехватку врачей и медсестер
и почему начинать готовить специалистов нужно еще со школьной скамьи, в
пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал глава Комитета Госдумы по
охране здоровьяБадма БАШАНКАЕВ
- Бадма Николаевич, дефицит медицинских специалистов в стране растет с
каждым годом. Как восполнить нехватку врачей, медсестер и фельдшеров? - Проблема кадровойполитики в медицине существует не первый год, но в
последнее время она в особенности усугубилась. По поручению председателя
ГосдумыВячеслава Володина создана межфракционная рабочая группа по
вопросам совершенствования кадрового обеспечения здравоохранения в России.
Вместе с коллегами мы пытаемся найти пути решения для того, чтобы уменьшить
кадровый голод. В этой сфере нужно государственное планирование, и оно будет
непростым. А начинать нужно со школы. Мы очень внимательно следим за тем,
что происходит в российских школах, и считаем, что необходимо развивать
профильные медицинские классы. Талантливым ребятам нужно дать возможность
развиваться, участвовать в конкурсах и олимпиадах. Это стимулирует самих
школьников, а педагогам помогает увидеть, что ребенок искренне интересуется
естественными наукамии ему нужно дать шанс получать знания именно в этой
области. Я сам с детства точно знал, что стану врачом, и хотя моя школа в
большей степени была ориентирована на изучение иностранных языков, химия и
биология были для меня важными предметами. - А как привлечь студентов для поступления в медицинские колледжи и
вузы? - Необходимо стимулировать тех, кто уже поступил, и не только стипендиями, но и
перспективой карьерного роста. Молодому человеку нужно показать, как будет
развиваться его карьера, если он будет получать новые знания и достигнет
определенного профессионального уровня. Отдельно нужно упомянуть о сельской
молодежи. Я депутат от Калмыкии — у нас не так много городов, в основном люди
живут в селах. Я знаю, что многие ребята хотят стать врачами. Но баллы ЕГЭ по
предметам, которые нужны для поступления в медицинские вузы, у них будут
недостаточно высокими из-за того, что они живут в сельской местности.
Совместно с Минздравом мы уже начали разрабатывать систему
дополнительного стимулирования для целевого обучения в медколледжах и
вузах. Она коснется ребят, которые живут в сельской местности и малых городах.
Сельская молодежь не должна чувствовать себя покинутой. - Какие еще предложения помогут избежать кадрового голода?
- С апреля 2024 года в России будут активно использовать аппарат врачей-
стажеров. Молодым специалистам, закончившим вуз и пришедшим в ординатуру,
разрешат работать под руководством наставника и получать зарплату, если на
первом году обучения они показали хорошие результаты. Есть регионы, который
испытывают особый кадровый дефицит. Совместно с партией «Единая Россия»
мы выступаем с инициативой привлекать ординаторов во время их обучения
именно в такие регионы. Еще одна инициатива — и Минздрав ее поддерживает —
позволит каждому федеральному медицинскому вузу иметь закрепленный за ним
регион и направлять туда стажеров. К концу осенней, началу весенней сессии,
надеемся, будут первые результаты нашей работы. Кому, как не талантливому
молодому человеку, который хорошо учится, дать попробовать свои силы «на
земле», как раз в тех местах, где есть реальный кадровый голод? Мы знаем
статистику: именно молодой врач способен провести более тщательное
обследование, потому что боится допустить ошибку.
Тут очень важен и правовой статус врача-наставника, человека, который будет
вести молодого врача в профессии. Наставничество, которое основано только на
энтузиазме, может очень быстро погибнуть. Поэтому должны быть определены и
обязанности наставника, и оплата его труда. - А что необходимо предпринять, чтобы решить вопрос нехватки кадров в
сельской местности? - Вопрос сложный, и решать его нужно комплексно. Есть программы «Земский
доктор» и «Земский фельдшер» — это хороший вариант для тех, кто еще не
определился, где ему работать, в селе или в городе. Врач, получая выплату из
федерального бюджета, обязуется пять лет отработать в сельской местности.
Многие регионы предоставляют дополнительные льготы, например квартиры или
дома для проживания. Мы предлагаем расширить программу «Земский доктор» и
«Земский фельдшер», чтобы у молодых специалистов была возможность менять
место работы в пределах региона (сейчас врачам, устроившимся на работу в
одной деревне, уехать в другую сложно). У специалистов появится возможность
для развития, а регионы смогут более гибко выстраивать кадровую политику —
скажем, в населенном пункте не нужно столько терапевтов, и врача можно будет
перевести. - Еще один сложный вопрос связан с целевым обучением?
- Да. Поступая в ординатуру, целевики подписывают контракт, обещая вернуться
на работу в свой регион и отработать деньги, потраченные на их обучение. А это
немалые суммы — более 200 тысяч в год. Минздрав показал нам статистику, из
которой следует, что не все сто процентов целевиков возвращаются на места. А
на них рассчитывают, с их учетом регионы выстраивают кадровую политику.
Главному врачу ЦРБ может быть жизненно необходим молодой специалист с его
знаниями и обещаниями работать, потому что действующему неврологу,
терапевту или кардиологу пора на пенсию. Сейчас, когда ребята расторгают
контракты, регион законодательно не может выставить пени за потраченные на
обучение деньги. Этот вопрос пока не урегулирован, необходимы решения, чтобы
система работала эффективно. Да, мы говорим о вероятности увеличения
размера штрафа или введения других санкционных ограничений в отношении
целевиков — тех, кто не пришел на то место работы, где его очень ждали.
Отрасли нужно, чтобы молодые врачи «не убегали из медицины». Штрафы и
санкции — вынужденная мера. Мы большего эффекта ждем не от этих мер, а от
новых мотивационных стимулов для молодого специалиста.
Уже в 2024 году вступит в силу федеральный закон № 124-ФЗ в части
совершенствования целевого обучения, благодаря которому ожидаются
позитивные изменения, в том числе материальные меры поддержки студентам.
Важно, чтобы у молодого специалиста была возможность расти в профессиии
чтобы работал он там, где больше всего нужна его помощь. И тогда санкции будут
не нужны. Мы поощряем молодых врачей, но это движение должно быть
двусторонним.
Елена БАЛАБАЕВА, «Парламентская газета»
https://www.pnp.ru/social/v-shkolakh-budut-razvivat-profilnye-klassy-dlya-budushhikh-
vrachey.html