В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений.
Затевая в России масштабные перемены, Петр Первый, великий император-реформатор, не мог обойти своим вниманием вопрос воспитания молодёжи. Он знал — именно от подрастающего поколения зависит, какое будущее ждёт страну, поэтому повелел своим приближённым подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей — «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». В работе принимал участие и сам император — Пётр редактировал и дополнял разделы.
Взяв лучшее из зарубежных источников и добавив в текст собственные мысли, в 1717 году авторы выпустили книгу в свет.
В «Зерцале» описывалось буквально всё — от этикета за столом до дисциплины на государственной службе. Конечно, этот труд слишком объёмен, а каждый заинтересовавшийся может прочесть его целиком, но хочется выделить несколько правил, касающихся здорового образа жизни молодёжи. В «Зерцале» было прописано, что необходимо любить труд, быть усердным и бодрым, подобно стрелке в часовом механизме. А также «от блуда и пьянства себя беречь, поскольку от того появляются беды и напасти».
В нем отмечалось: “Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, в танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть”. Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии дворянские собрания), на которых проводились игры, танцы и другие развлечения.
«Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».
Как видим, Пётр Великий тоже придерживался мнения, что в здоровом теле – здоровый дух.
Вообще реформы Петра Первого сыграли огромную роль не только в экономике и культуре России, но и в развитии спорта. Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введённым в учебные планы различного рода школ.
Правда, следует помнить, что перемены, которые произошли в сфере физической культуры коснулись, прежде всего, дворянства. Наибольшее значение для развития физической культуры имели преобразования, проведенные Петром I в сфере военного дела, просвещения и быта дворян.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военная реформа, направленная на создание регулярной армии и флота, началась с организации Петром I потешных отрядов из дворянской и крестьянской молодежи подмосковных сел Преображенского и Семеновского. Созданием потешных отрядов Петр I осуществил оригинальный проект военно-физической подготовки и боевой выучки юношества, состоявший из увлекательных военных игр-потех, проводимых как на суше, так и на воде. Потехи проводились в условиях, приближенных к боевым, включали походы, учебные сражения, в ходе которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества будущих солдат.
«Его императорское величество, – сообщает один из участников «потех»,- повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотным и конным упражнениям…» Упражнения эти состояли из верховой езды, строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы в цель из луков и мушкетов, изучения ружейных приёмов, преодоления полевых препятствий и военных игр. Так зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики. «Его Императорскому Величеству» было тогда 11-12 лет.
Потешные учились штурмом преодолевать препятствия, брать крепости, важное место отводилось штыковому бою и рукопашной схватке. Одной из причин успехов в сфере создания Петром I системы боевой и физической подготовки армии и флота, было широкое использование народных видов физических упражнений.
Коснулись реформы и простых солдат. Будучи выдающимся полководцем, новатором в области военной тактики, обучения войск, Петр I уделял большое внимание воспитанию у солдат стойкости и мужества. Сноровка и выносливость приобретались в постоянных походах и на тактических учениях. Петр требовал от солдат и офицеров творческого отношения к своим обязанностям и досконального знания солдатской службы.
Заслугой Петра было то, что он, имея в числе своих учителей зарубежных специалистов, не слепо перенимал европейскую систему обучения войск, а выбирал из нее лишь самое ценное, соответствующее национальным особенностям русского характера. В первой четверти XVIII веке впервые было соединено холодное и огнестрельное оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою.
При Петре I вновь были разрешены кулачные бои, как способствовавшие с молодости развитию способностей молодых людей к рукопашным боям. Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах и кулачных боях.
Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и “корни его теряются в глубокой старине”. В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бои назывался “сам на сам” и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления.
В продолжении культивирования кулачных боёв после Петра I, правительство предпринимало попытки их регламентации. При Екатерине I в Москве иногда устраивались встречи кулачных бойцов с Английскими боксёрами.
Так дело Петра имело продолжение и после его смерти. Приемником Петра в созданной им системе подготовки войск стал военный полководец и педагог фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В его системе военного искусства заняли важную роль бег, переползание, умение маскироваться, а также шагистика и муштра солдат. Всё это способствовало воспитанию быстроты, выносливости и решительности солдат, способных «малым числом разбить великие силы врага».
Таким образом Петр I добился того, что российская армия по боевой выучке и физической подготовке стала превосходить лучшие армии Европы.
Ещё одним крупным нововведением Петра I было внедрение физического воспитания в учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской академии (1719) в С.-Петербурге. Средствами физического воспитания были – фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.
Учредив ”цифирные школы”, школу математических навигацких наук, гимназию, морскую академию и духовную семинарию, Петр I заложил основы государственной системы образования в России. Во всех этих учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы. Кроме того, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные телесные упражнения. В Москве, в Сухаревой башне, где размещалась школа математических и навигацких наук, имелся “рапирный зал”, оборудованный тренажерами. За успехи в овладении “рапирной наукой” ученикам даже прибавлялось жалование. Таким образом, впервые в России физическое воспитание соединилось с умственным, став составной частью дворянского образования.
Много изменений произошло и в быту дворянства. Одним из самых примечательных начинаний, затеянных Петром I, были так называемые “экзерциции” парусных и гребных судов. В корне этих начинаний лежало стремление пробудить у россиян интерес к морскому делу. Еще с потешными отрядами молодой Петр I проводил игры на реке Яузе, а позже – на Переславском озере. Известно, что с целью “приохотить” своих подданных к занятиям парусом и греблей, Петр I изначально даже запретил строить мосты через Неву.
Петром Первый ввёл новые виды спорта и игр в России. Например, бильярд. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.
По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.
Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например. В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем, играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.
Среди новых развлечений годсподствующего класса следует упомянуть о катании на коньках и буерах. В Россию коньки завез Петр I. Он увлекся катанием на них в Голландии и счел, что для русского люда они могут стать и удобным средством передвижения по зимним замерзшим водам, и любимым развлечением.
По материалам реферата Анны Евковой