logo-2x

«Время пробавляй в делах благочестных»

В этом году мы отмечаем 350-летие со дня рождения Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений.

Затевая в России масштабные перемены, Петр Первый, великий император-реформатор, не мог обойти своим вниманием вопрос воспитания молодёжи. Он знал — именно от подрастающего поколения зависит, какое будущее ждёт страну, поэтому повелел своим приближённым подготовить манускрипт с наставлениями для молодых людей — «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». В работе принимал участие и сам император — Пётр редактировал и дополнял разделы.

Взяв лучшее из зарубежных источников и добавив в текст собственные мысли, в 1717 году авторы выпустили книгу в свет.

В «Зерцале» описывалось буквально всё — от этикета за столом до дисциплины на государственной службе. Конечно, этот труд слишком объёмен, а каждый заинтересовавшийся может прочесть его целиком, но хочется выделить несколько правил, касающихся здорового образа жизни молодёжи. В «Зерцале» было прописано, что необходимо любить труд, быть усердным и бодрым, подобно стрелке в часовом механизме. А также «от блуда и пьянства себя беречь, поскольку от того появляются беды и напасти».

В нем отмечалось: “Молодой шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, в танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть”. Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впоследствии дворянские собрания), на которых проводились игры, танцы и другие развлечения.

«Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

Как видим, Пётр Великий тоже придерживался мнения, что в здоровом теле – здоровый дух.

Вообще реформы Петра Первого сыграли огромную роль не только в экономике  и культуре России, но и в развитии спорта. Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введённым в учебные планы различного рода школ.

Правда, следует помнить, что перемены, которые произошли в сфере физической культуры коснулись, прежде всего, дворянства. Наибольшее значение для развития физической культуры имели преобразования, проведенные Петром I в сфере военного дела, просвещения и быта дворян.

Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военная реформа, направленная на создание регулярной армии и флота, началась с организации Петром I потешных отрядов из дворянской и крестьянской молодежи подмосковных сел Преображенского и Семеновского. Созданием потешных отрядов Петр I осуществил оригинальный проект военно-физической подготовки и боевой выучки юношества, состоявший из увлекательных военных игр-потех, проводимых как на суше, так и на воде. Потехи проводились в условиях, приближенных к боевым, включали походы, учебные сражения, в ходе которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества будущих солдат.

«Его императорское величество, – сообщает один из участников «потех»,- повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотным и конным упражнениям…» Упражнения эти состояли из верховой езды, строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы в цель из луков и мушкетов, изучения ружейных приёмов, преодоления полевых препятствий и военных игр. Так зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики. «Его Императорскому Величеству» было тогда 11-12 лет.

Потешные учились штурмом преодолевать препятствия, брать крепости, важное место отводилось штыковому бою и рукопашной схватке. Одной из причин успехов в сфере создания Петром I системы боевой и физической подготовки армии и флота, было широкое использование народных видов физических упражнений.

Коснулись реформы и простых солдат.  Будучи выдающимся полководцем, новатором в области военной тактики, обучения войск, Петр I уделял большое внимание воспитанию у солдат стойкости и мужества. Сноровка и выносливость приобретались в постоянных походах и на тактических учениях. Петр требовал от солдат и офицеров творческого отношения к своим обязанностям и досконального знания солдатской службы.

Заслугой Петра было то, что он, имея в числе своих учителей зарубежных специалистов, не слепо перенимал европейскую систему обучения войск, а выбирал из нее лишь самое ценное, соответствующее национальным особенностям русского характера. В первой четверти XVIII веке впервые было соединено холодное и огнестрельное оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою.

При Петре I вновь были разрешены кулачные бои, как способствовавшие с молодости развитию способностей молодых людей к рукопашным боям. Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах и кулачных боях.

Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и “корни его теряются в глубокой старине”. В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бои назывался “сам на сам” и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления.

В продолжении культивирования кулачных боёв после Петра I, правительство предпринимало попытки их регламентации. При Екатерине I в Москве иногда устраивались встречи кулачных бойцов с Английскими боксёрами.

Так дело Петра имело продолжение и после его смерти. Приемником Петра в созданной им системе подготовки войск стал военный полководец и педагог фельдмаршал Петр Александрович Румянцев. В его системе военного искусства заняли важную роль бег, переползание, умение маскироваться, а также шагистика и муштра солдат. Всё это способствовало воспитанию быстроты, выносливости и решительности солдат, способных «малым числом разбить великие силы врага».

Таким образом Петр I добился того, что российская армия по боевой выучке и физической подготовке стала превосходить лучшие армии Европы.

Ещё одним крупным нововведением Петра I было внедрение физического воспитания в учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской академии (1719) в С.-Петербурге. Средствами физического воспитания были – фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Учредив ”цифирные школы”, школу математических навигацких наук, гимназию, морскую академию и духовную семинарию, Петр I заложил основы государственной системы образования в России. Во всех этих учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы. Кроме того, в режим учебного дня включались прогулки, игры, различные телесные упражнения. В Москве, в Сухаревой башне, где размещалась школа математических и навигацких наук, имелся “рапирный зал”, оборудованный тренажерами. За успехи в овладении “рапирной наукой” ученикам даже прибавлялось жалование. Таким образом, впервые в России физическое воспитание соединилось с умственным, став составной частью дворянского образования.

Много изменений произошло и в быту дворянства. Одним из самых примечательных начинаний, затеянных Петром I, были так называемые “экзерциции” парусных и гребных судов. В корне этих начинаний лежало стремление пробудить у россиян интерес к морскому делу. Еще с потешными отрядами молодой Петр I проводил игры на реке Яузе, а позже – на Переславском озере. Известно, что с целью “приохотить” своих подданных к занятиям парусом и греблей, Петр I изначально даже запретил строить мосты через Неву.

 Петром Первый ввёл новые виды спорта и игр в России. Например, бильярд. Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением.

По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Во времена правления Петра Великого русскую лапту использовали в качестве действенного средства для физической подготовки солдат некоторых подразделений и полков – Шевардинского, Преображенского, Семеновского, например. В дореволюционный период русская лапта применялась как метод активного отдыха и досуга, как способ физвоспитания детей и молодежи. Причем, играли в русскую лапту и взрослые, и дети. При Подвойском (комиссар просвещения) она была распространена среди бойцов-красноармейцев – тоже как эффективное средство для поддержания физической подготовки.

Среди новых развлечений годсподствующего класса следует упомянуть о катании на коньках и буерах. В Россию коньки завез Петр I. Он увлекся катанием на них в Голландии и счел, что для русского люда они могут стать и удобным средством передвижения по зимним замерзшим водам, и любимым развлечением.

По материалам реферата Анны Евковой

https://www.evkova.org/referaty/reformyi-petra-1-i-ih-rol-v-razvitii-fizicheskoj-kulturyi-i-sporta

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...