logo-2x

ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ, ДА НЕ ЛОПОЧЕТ  

Наше поколение помнит, как взрослые нас частенько ругали за излишнюю болтливость, за встревание в разговор, за слишком резвое высказывание своих мыслей где надо и не надо. Да и вообще, во времена нашего детства актуальны были такие поговорки: язык без костей – что хочет, то и лопочет, язык до Киева доведёт, слово – серебро, а молчание – золото…

Но времена, увы, настали иные! Дети всё меньше и меньше хотят говорить. Соответственно, говорят всё хуже и хуже. Почему? Как ответить на вечные русские вопросы «кто виноват?» и что делать?».

Предлагаем вашему вниманию мнение блогера Татьяны КЕМИШИС.

Тенденция глобального ухудшения речи детей просто шокирует. Многие специалисты и родители задаются вопросом, почему дети плохо говорят сейчас, даже в школьном возрасте? А ведь речь ребёнка должна полностью сформироваться уже к 5 годам.

Что же происходит, что действует на наших детей и почему их речь формируется с задержками или до конца не развивается вовсе? Даже в старших классах школы мы наблюдаем огромное количество ошибок как в письме, так и в устной речи. Попробуем разобраться в этой статье.

Я выскажу своё видение проблемы. Возможно, кто-то так не считает. Однако, многие специалисты – логопеды, психологи и педагоги – разделяют мою точку зрения.

БЕГСТВО ИЗ РЕАЛЬНОСТИ?

Нашим детям так хорошо в вымышленном мире компьютерных игр. Что это, бегство из реальности? Отсутствие интереса к живому общению?

Давайте посмотрим на жизнь современных детей. Чем они живут, где центр их интересов? И почему им так хочется сбежать в мир игр?

Поговорив с некоторыми родителями, я составила примерный распорядок дня ребёнка дошкольника. Хорошо, если он посещают дошкольное учреждение, но это тоже не гарантирует полноценного развития речи. В худшем случае он находится дома. И вот чем он занимается в течении дня:

Утро. Встал позавтракал, посмотрел мультики, поиграл в планшет или компьютер.

Обед. Покушал. Обеденный сон.

Встал, посмотрел мультики, поиграл в игрушки, планшет или компьютер.

Полдник. Покушал. Погулял на улице 1 час, посмотрел мультики, поиграл в планшет или компьютер.

Вечер. Поужинал. Посмотрел мультики.

Конечно не все дети так проводят свой день дома, но большинство, к огромному сожалению, именно так. Погружаясь в виртуальный мир, они всё больше отдаляются от реального. Перестают развиваться.

ГАДЖЕТЫ – ЗЛО ИЛИ ДОБРО?

Родители говорят, что кроме компьютера и мультиков их ребёнка больше ничего не интересует. Рисовать, лепить, вырезать он не хочет, а вот играть в компьютерные игры — это ему по душе.

Вы, наверное, спросите меня, при чём тут компьютерные игры и речь? В этом и во многих других вещах кроется то самое зло и ответ на вопрос, почему дети плохо говорят.

Я вспоминаю своё детство 1980-ых годов. Полный двор детей. Мы бегаем, прыгаем через резиночку, играем в классики и во многие другие игры. Мультики по телевизору показывают один, два раза в день. (В 1970-ых 1 – 2 раза в неделю, если не каникулы – ред.)  Мы их смотрим с удовольствием. Затем опять идем гулять на улицу. Вечером родителям крайне трудно заманить детей домой. Ведь нам так хорошо гулять на улице. Мы взаимодействуем друг с другом и общаемся!

Да, у современных детей другой ритм жизни, другие интересы. Ведь мы живем в век технологий и прогресса. Нашим детям не приходится ждать, когда по телевизору покажут мультики, они их могут посмотреть по интернету. И друзья им уже так не нужны, у них столько их в компьютерных играх. Неважно, что такой друг не настоящий, зато он есть.

Вот только, как будет развиваться речь ребёнка, если речевого общения практически нет? Мультики озвучивают актёры, мило подражающие детской речи с дефектами и невнятной дикцией.

У замечательного детского писателя В. Драгунского, есть рассказ «Заколдованная буква». Трое детей, двое мальчиков и девочка, говорят слово шишка так, как им кажется правильно. Девочка Алёнка произносит «сыска» и мальчишки весело смеются над её словом, затем мальчик Миша сказал «хыхка», и над его словом стали смеяться, а мальчик Дениска гордо произнёс:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Этот рассказ наглядно показывает нам, очень важный момент в развитии речи. Дети слышат ошибки в произношении друг друга, но не слышат свои. Идёт активное развитие фонематического слуха. Это способность различать звуки на слух. Сначала в чужой речи, а затем и в своей.

Дети испытывали большое желание научиться говорить хорошо, лучше, чем их сверстники. Ведь так они становятся взрослыми, большими. Если во дворе кто-то начинал смеяться над неправильным произношением какого-то звука в слове, то многие дети переживали, но усердно старались исправить это. Сами просили родителей, старших сестёр или братьев помочь им в этом трудном деле. И вот он уже гордо выходит во двор и «рычит» всем врагам назло и на зависть тем, кто ещё не научился.

Знакомо вам это чувство? Думаю, что многим очень знакомо.

ПРАВДА, О КОТОРОЙ ЗНАЮТ ВСЕ, НО МОЛЧАТ

А теперь вернёмся к современным детям, нашим детям. Общение во дворе сводится к обсуждению очередной компьютерной игры и молчаливого её просмотра. Дети практически не общаются между собой. Нет совместных игр, в которых нужно говорить. Таких, например, как: «Испорченный телефон» или «Фигура, замри», «Цветик семицветик» и многие другие, в которых активно используется речь.

Есть, конечно, игры, где интерактивный помощник задаёт ребёнку вопросы, а малыш отвечает. Но ведь он не может сказать, как живой товарищ: «Что-то у тебя вместо машины масына получилась, дружище. Надо вот так говорить ма-ши-на».

Многие современные мамы и папы не считаю нужным общаться со своим ребёнком. Всё общение сводится к раздаче «ценных указаний» в виде: «почисти зубы перед сном», «вымой уши, а то будешь плохо слышать», «мой руки перед едой» и т. д. Все эти слова, возможно, и научат вашего ребёнка навыкам гигиены и самостоятельности. Только не научать правильно и красиво говорить. Для этого нужен диалог.

Я помню, как в детстве мы с мамой ходили доить в поле корову. Мы шли и говорили. О том, почему трава такая зеленая, почему солнце так ярко светит, сколько существует разных бабочек, и о многом другом. С нами часто ходили соседские ребятишки. Было очень интересно беседовать на разные темы. Слушали друг друга, видели, как двигаются при этом наши губы, старались повторить за более правильно говорящим товарищем словечки, которые у нас получались хуже.

Сейчас некоторые родители рассуждают так: «Мой ребёнок ходит в детский сад. Он там достаточно общается с другими детьми». Да, дети общаются между собой в детском саду, но не все и не всегда.

Сейчас в детском дошкольном учреждении у ребят очень плотный график занятий. Если раньше мы приходили в школу и там учили буквы, цифры, писать и читать, то сейчас ребёнок в школу должен прийти полностью подготовленным. Как в песне А.Б. Пугачёвой «Нынче в школе первый класс вроде института». Вот и приходится детворе ещё в детском саду изучать основы математики, элементы письма, а еще рисование, конструирование. Все эти занятия строго расписаны. На прогулку и свободное общение выделяется очень небольшое количество времени. И опять получается замкнутый круг. Ребёнок вроде и находится в детском коллективе, а общения практически нет.

Также нужно учитывать и индивидуальные особенности. Кто-то свободно вступает в контакт с другими детьми, а кто-то нет. Придя домой, замкнутые и не уверенные в себе дети ищут общения с близкими и родными людьми. Но не всегда находят понимание.

Мамы и папы, уставшие от работы и от повседневных забот, не очень хотят о чем-то беседовать. Дают чаду в руки планшет или включают ну очень интересный мультик. Вот и всё. Ребёнок доволен, и родитель может отдохнуть. Вы уверенны, что вашему ребёнку именно это и нужно в данный момент? Вы его спросили, как у него дела? Как прошёл его день? Что нового он узнал? Чему научился?

Разговаривая со своими детьми, мы не только развиваем их речь, но и даём понять, что важнее их нет никого и ничего на свете. Если у ребёнка в душе бушуют ураганы, ему не хочется общаться ни с кем. И такие дети живут так не один день. О каком полноценном развитии речи может идти речь, если ребёнок замкнулся в своём мире и не хочет никого видеть и слышать? А единственные его друзья – это интерактивные и мультяшные герои.

Недавно в детском саду наблюдала такую картину. Идёт мама с малышом лет 5. Он ей что-то очень активно рассказывает. Показывает пальчиком на небо. Мама же никак на эти рассказы не реагирует. Видимо, очень «занята». В руках у неё телефон, в котором она активно что-то пишет. Да, не спорю, бывают такие моменты, когда ну очень срочно нужно что-то написать, кому-то позвонить. Но ведь бывает и так, что пустое общение, на отвлечённые темы, гораздо важнее, чем разговор с собственным ребёнком. Расставлять приоритеты, конечно, должны сами родители. И дай бог, они будут на стороне ребёнка. К сожалению, так бывает не всегда.

Развитие речи – это сложный процесс. Интерактивные игры, различные обучающие программы, безусловно, помогают развивать речь, а также память, внимание, мышление и другие психические процессы, необходимые для полноценного развития маленького человека. В своей работе я часто использую подобные. Однако нужно помнить о том, что такие обучающие занятия должны быть строго ограничены по времени.

Вот нормы для занятий:

2-3 года – 15 минут;

3-4 года — 20 минут;

4-5 лет — 25 минут;

5-6 лет — 30 минут;

6-7 лет — 35 минут;

Младшие школьники — 40-45 минут.

А сколько времени ваш ребёнок проводит за компьютером или планшетом? Способен ли его незрелый мозг выдержать информационные и зрительные нагрузки, длящиеся от часа и более? И чему он может научиться в таком режиме?

На все эти вопросы у родителей могут быть самые разные ответы. Возможно, в недалёком будущем из-за тотальной нехватки учителей в школах, наших детей будут учить машины-роботы.

Только совершенно очевидно, что, несмотря на то, что прогресс идёт вперёд, а наши дети растут и развиваются в новых современных условиях, ничто и никогда не заменит человека! Нашим детям как воздух нужны живое общение, речь, которую он может слышать, движения органов артикуляции (губ, языка), которые он может видеть. Эмоциональный контакт между людьми также жизненно необходим нам всем. Так и только так будет полноценно развиваться речь.

Безусловно, причины плохой речи детей могут быть не только в нехватке общения. Если рассматривать список таких причин, то это могут быть:

Неврологические. У ребёнка могут быть такие нарушения речи, как заикание, дизартрия, афазия, алалия. Если ребёнок молчит в 1,5-2 года, необходимо получить консультацию невролога и психиатра;

Наследственные. Это нарушения речи, наследуемые от родителей.

Врождённые. Любые осложнения во время беременности.

Перинатальные. Когда причиной нарушения речи явилось осложнение во время родов и д. р.

Но это уже медицина.

В этой статье я хотела рассказать вам, мои уважаемые читатели, об основной и самой страшной проблеме современного воспитания и развития наших детей. Причина того, почему дети плохо говорят, кроется в катастрофической нехватке живого общения наших детей между собой в детских коллективах, с родителями и родственниками в семьях!

И пусть эти слова звучат громко, я очень надеюсь, что их услышат!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна КЕМИШИС

Блог «Алгебра жизни»

https://algebrazhizni.ru/

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...