logo-2x

ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА.  УНИЧТОЖЕНА МЕГАПОЛИСОМ?

Cute Children Playing At Park, Lots of Fun

Детская субкультура – это всё то, что создается взрослыми для детей и самими детьми. Александр Ильич САВЕНКОВ – советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества», доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО – посвятил этой теме много статей и научных работ. По его мнению, современное общество, утратив дворовую субкультуру, во многом утратила уникальные способы социализации подрастающего поколения.

Как ни странно, этому способствовала отечественная педагогика.

– Детская дворовая субкультура – часть дворовой культуры, до недавнего времени, неотъемлемого атрибута городской жизни, – делится своими мыслями Александр Ильич. – Не одно поколение детей выросло в этой специфической среде. Тема двора нашла отражение в художественной культуре: о нем написаны песни, повести и рассказы, о них рассказано в воспоминаниях. Не только дети были частью двора, но и взрослые. Люди пенсионного возраста любили сидеть на скамейках около подъездов или в самом дворе, обсуждая последние новости. Женщины занимались детьми на площадках, мужчины обсуждали последние новости спорта. Таким образом, была сформирована целая «дворовая культура».

История детской субкультуры равна истории человечества. По мере изменения жизненного уклада общества, менялась детская субкультура. Современные методы антропологических исследований позволяют нам заглянуть бесконечно далеко в историю, но остановимся на относительно недавних временах. Художественная литература дает нам представление о жизни детей в эпоху дикого капитализма. Например, жуткий по своему гиперреализму роман Эмиля Золя «Жерминаль» повествует об ужасах детской жизни во французских шахтерских поселках конца ХIХ начала ХХ веков. Интенсивный промышленный рост резко увеличивал число городских жителей, а вместе с этим формировались и новые неформальные детские сообщества со своими правилами, лексикой и традициями.

В первой половине ХХ века детская дворовая субкультура развивается интенсивно и становится предметом активной борьбы педагогов. Обозначить это противодействие на эксплицитном уровне помогла повесть Аркадия Гайдара: «Тимур и его команда», опубликованная в 1940 году. Коротко в нём события развиваются так.

Лето 1939 года. Из Москвы на дачу приезжают дочери советского командира полковника Александрова — 13-летняя Евгения и 18-летняя Ольга. Случайно Женя обнаруживает, что на чердаке старого сарая находится штаб загадочной организации. Цель организации, действующей на территории дачного посёлка и состоящей из нескольких десятков мальчишек. Лидером организации является 13-летний мальчишка – Тимур. И, хотя целью организации является помощь пожилым людям и членам семей красноармейцев, взрослые не желают этого понимать и замечать, они почему-то считают, что если подростки объединились, то исключительно для хулиганских целей. 

Хулиганы в дачном посёлке тоже присутствуют: Противостоит Тимуру и его команде – банда садовых воришек и хулиганов под предводительством Мишки Квакина.

Тимур – настоящий герой, пример для подростков, а произведение положило начало тимуровскому движению. Но в книге всё развивается очень непросто. Понадобилось много времени, прежде чем жители дачного посёлка и родные девочки Жени поняли, кто есть кто.

Для педагогов и родителей той поры, а также педагогов ряда последующих десятилетий, дворовая субкультура – это полукриминальная, практически неподконтрольная взрослым среда. Это те самые «Мишка Квакин и его банда».

А потому основная задача и школы и в особенности учреждений внешкольной работы – отвлечь детей с улицы. Боролись с улицей до тех пор, пока не уничтожили.

– Культурологи полагают, что в России двор в целом и детская дворовая субкультура середины и второй половины ХХ века были наследием сельского уклада, – считает доктор наук Савенков. – С конца 1950-х деревенские жители массово переселяются в спальные районы городов, куда привносят, свойственный для сельской общинной жизни, повышенный уровень коммуникации. Свадьбы, с гармошками и частушками, похороны всем двором, вечерние посиделки с домино и лото и др. Но воспринимали эту культуру городские педагоги очень негативно, боролись с ней всеми силами, пока её не потеряли совсем, о чем сейчас сами же и жалеют.

Считается, что первый удар по дворовой жизни нанес телевизор. Затем стало разворачиваться многоэтажное строительство, а часть мужчин обзавелись автомобилями и начали проводить основную часть свободного времени в гаражах, куда нередко присоединяются мальчишки.

Сегодня былой дворовой детской субкультуры практически нет и те, кто предлагал формировать дворовые тимуровские команды и бороться с Мишкой Квакиным, тоскуют по тем временам. Детей не отпускают одних во двор: маньяки, собаки, машины и множество других потенциальных опасностей… Былые дворовые разновозрастные сообщества с их полукриминальной лексикой, передававшимися из поколения в поколение подвижными играми, характерным детским шумом –  в прошлом…

А ведь двор – это микромир, за его пределы до поры до времени выходить не стоит. Потому что с годами детская субкультура сформировалась так, что сумела стать сама мудрым и добрым педагогом. Во дорах мы учились общаться, дружить, взаимодействовать с самыми разными поколениями, осуждать такие человеческие пороки как трусость, предательство, лень… Ну и, конечно, физически развивались! И развивали воображение. Которого у современных детей почти нет.

У нас был особый детский «правовой кодекс» – нормы и правила, принятые в детском сообществе. Было и детское философствование, иначе говоря, освоение ребенком общечеловеческих ценностей, помогающее в решении детских проблем (рассуждения о жизни и смерти и пр.), детская картина мира – определяющая систему знаний, представлений ребенка об окружающем мире. Были и детская эстетика и детская мод… Мы создавали «тайники», штабы в заброшенных зданиях, на деревьях – как способ материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте, формирование личной автономии.

И выходили во взрослый мир уже закалёнными.

– В современной культурной ситуации развития детской субкультуры можно отметить ряд проблем, – говорит Александр Савенков. – Во-первых, это ограничение взрослыми возможностей для существования и развития детской субкультуры. Во-вторых, сократилось живое общение, взаимодействие детей со сверстниками. В-третьих, произошла деформация детской субкультуры в результате влияния цифровой среды. В-четвёртых, детское сообщество перенасыщается элементами культуры взрослых, теряя собственное содержание. Ну и плюс ко всему избыточная загруженность, излишняя упорядоченность и структурированность современного детства.

Сможем ли мы хоть что-нибудь вернуть?

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

ВИРУСЫ ОТДЕЛЬНО, БАКТЕРИИ ОТДЕЛЬНО

Министерство здравоохранения РФ предложило полностью исключить применение антибиотиков при лечении острых респираторных вирусных инфекций. Это записано в обновленном стандарте медпомощи взрослым при ОРВИ. При этом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

С ЕГЭ ПОКА ВСЁ ПО-СТАРОМУ, НО ПО-НОВОМУ – С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ

Бурно обсуждали в минувшем году необходимость кардинальных перемен с ЕГЭ, однако сотрясания воздуха оказались напрасными и пока всё остаётся по-старому. Впрочем, депутаты Госдумы выразили на

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

О ЗАБЫТЫХ ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В период от прочного установления советской власти до так называемой перестройки в России появилось большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Причина легко объяснима: до

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЯ ПОЕДЕТ БОЛЬШЕ

Приближается время летнего отдыха, соответственно, идёт обсуждение подготовки детей к пребыванию в детских оздоровительных лагерях. И первый вопрос: не повторятся ли отравления и вирусные заболевания,

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ РЕШИЛИ ПОДЕЛИТЬ НА ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ

Обязать производителей и дистрибьюторов маркировать игры и игрушки, разделив их на категории 0+, 6+, 12+ и 16+, призван законопроект, который подготовила первый заместитель председателя Комитета

Читать далее...