Со времён первых публикаций бессмертных работ Карла Маркса человечество не перестаёт говорить о кризисе перепроизводства, о пагубности перенасыщении рынка… И даже правительства почти всех стран занимается планированием. Однако капитализм есть капитализм – производители производят то, что пользуется спросом. А вот как вовремя остановиться – вопрос…
Перенасыщение рынка может привести к негативным последствиям. Компании вынуждены снижать цены на свою продукцию и услуги, чтобы привлечь внимание потребителей. Это может привести к снижению прибыли и даже банкротству некоторых компаний. Кроме того, перенасыщение рынка приводит к нерациональному использованию ресурсов — некоторые компании производят гораздо больше товаров, чем могут реализовать, что ведет к излишним расходам и потерям. Да ещё и к утилизации. А это – повод для протеста зелёных партий и разных экологических движений.
А ещё кризис перепроизводства влечёт протесты населения. Ведь закрываются предприятия, эти товары производящие, в связи с чем происходят массовые увольнения на них работающих. Также повышается нагрузка на социальную сферу в части обеспечения неработающих жизненно необходимым, а т. к. деньги на это (и на многое другое, включая внешние долги, содержание армии, полиции, гос. аппарата и пр.) взять неоткуда (товары ведь лежат и не продаются, а, значит, и налоги государство от продажи этих товаров не получает), то включается печатный станок, выпускающий слабо обеспеченные бумажки, именуемые деньгами. Все эти сценарии хорошо были продемонстрированы в годы Великой депрессии в США и во многих других странах мира.
На государственном уровне придумывают разные способы минимизировать кризисы. И Франция, как обычно – впереди всех! В том, что касается товаров широкого потребления. С октября 2023 года французское правительство запустило новую экологическую инициативу — теперь жителям страны будут платить за то, чтобы они ремонтировали свою одежду, а не выбрасывали ее. За каждую вещь можно будет получить от 6 до 25 евро кешбека в зависимости от степени повреждения.
Таким образом страна хочет продвинуть культуры починки, а не утилизации одежды. Инициатива называется «Бонус за ремонт». Так власти страны хотят бороться с мировым кризисом текстильных отходов и огромным количеством вещей на свалках, а также приучать людей к медленной моде и покупке более качественных вещей, а не товаров на один сезон. Кроме того, такая «акция» сможет поддержать местных портных и сапожников, обеспечив им работу.
Госсекретарь по вопросам экологии Беранжер Куйяр во время посещения одного из центров моды в Париже сообщила: правительство выделило 154 миллиона евро на такие выплаты на следующие пять лет. Она призвала все швейные мастерские и сапожников присоединиться к кампании.
Ежегодно по всему миру продается более 100 миллиардов текстильных изделий – это одежда, обувь и домашнее белье. Во Франции это количество составляет около 10,5 килограмма в год на человека. Бонусная схема ремонта является частью более широкой инициативы французского правительства, начавшейся в конце прошлого года. Она предполагает реформирование текстильной промышленности, одной из самых загрязняющих окружающую среду на планете, и борьбу с так называемой “сиюминутной” модой.
Меры по поощрению потребителей ремонтировать, повторно использовать и перерабатывать одежду следуют за аналогичной программой, которая применяется в отношении ремонта бытовой техники. В 2020 году Франция приняла закон, направленный на изменение методов производства и потребительских привычек в отношении товаров для дома, чтобы сократить количество отходов, сохранить природные ресурсы и ограничить ущерб биоразнообразию при решении проблемы климатического кризиса. В 2022 году в общественных зданиях, в том числе на вокзалах, в больницах и школах, обязали установить фонтанчик с водой, а в начале этого года в ресторанах более чем на 20 мест и точках быстрого питания запретили использовать одноразовые столовые приборы, тарелки и чашки. В ближайшие три года во Франции вступят в силу дополнительные ограничения на продукты, содержащие микропластик, включая косметику, шампуни, краски для волос и гели для душа, а также на использование пластиковой упаковки.
Присоединимся к инициативе?