logo-2x

ХАВА АХМАДОВА: МЫ ОЧЕНЬ СПЕШИМ ЖИТЬ!

С 8 сентября по 6 ноября в Санкт-Петербурге проходит XIV Международный театральный фестиваль «Александринский». Программа Фестиваля включает спектакли национальных театров из Сербии, Армении и Чеченской Республики. Три премьеры покажет Александринский театр, Валерий Фокин представит серию избранных спектаклей, посвящённых 20-летию его художественного руководства Александринским театром.
Спектакли Чеченского драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, безусловно, стали жемчужиной фестиваля. Питерские зрители, к сожалению, не избалованы репертуаром этого удивительного театра, равного которому нет в России хотя бы даже потому, что руководит им Хава Ахмадова – единственная на Кавказе женщина художественный руководитель и директор театра.
Театр представил две пьесы – шекспировского «Отелло» в постановке Романа Мархолиа и «В горы за тобой» – история любви, преодолевающей национальные различия, идеологию, время. Действие спектакля начинается в 1943 году и описывает события длиною в десять лет. В пьесе Олега Михайлова использованы документальные материалы. В главных ролях заслуженная артистка РФ Ольга Кабо и народный артист Чеченской республики Сулейман Ахмадов.
Хава Лолиевна Ахмадова тоже по-своему легенда чеченского народа. Советская и российская актриса, театральный режиссёр, телережиссёр, телеведущая, поэтесса, певица, художественный руководитель и директор Чеченского государственного драматического театра, ранее — основатель, художественный руководитель-директор Чеченского государственного Молодёжного театра «Серло» («Свет»). Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Народная артистка Чеченской Республики, Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики… Вот далеко не полный перечень её званий и заслуг. В Санкт-Петербурге она предстала не только в качестве руководителя театра, но и как актриса, исполнив одну из главных ролей в «Отелло», и как режиссёр – именно она автор идеи и режиссёр-постановщик спектакля «В горы за тобой».
Нашему корреспонденту удалось побеседовать с Хавой АХМАДОВОЙ.
Корр. Хава Лолиевна, что значит ваш театр для Вас лично и для чеченского народа?
Хава АХМАДОВА. Очень долго можно говорить о театре, я готова рассказывать неделями. Когда тебе есть что сказать, то трудно уложиться в несколько минут. Но скажу сразу главное: наверное, мало на свете театров, которым приходилось столько раз возрождаться из пепла. И после Великой Отечественной войны, и после выселения в Казахстан в 1944 году, и после возвращения на родину из Казахстана. И, конечно, после первой и второй военной кампании 1995 – 2009 г. г. Наш театр много раз стоял на грани жизни и смерти. Но любовь к родине, любовь к чеченскому народу, любовь к чеченской литературе и чеченским традициям в народе настолько высока и глубока, что у нас не было никаких шансов потерять театр! И поэтому мы возвращались, возрождали, держались друг за друга и тесно общались, даже находясь в других городах, в других регионах. Мы и тогда ощущали себя НАШИМ театром. Даже тогда, когда теряли здания, и одно, и второе, и когда вообще негде было работать, мы всё-таки находили выход из положения. Искали какие-то помещения, репетировали и выступали, радуя людей, пусть даже маленькими одноактными постановками. Потом мы возвращали людей и актёров, разъехавшихся по другим городам, искали и находили друг друга, по крупицам собирая по всей России.
Корр. Мы находимся в плену стереотипных представлений о мусульманских женщинах. И для нас немного неожиданно, что чеченская женщина не просто руководитель сложного проекта, но также руководитель театра! Театральное искусство и в христианстве считалось долгое время греховным, а уж у мусульман…
Хава АХМАДОВА. Чеченские женщины очень отличаются от других женщин Северного Кавказа. .Хотя мы все на Кавказе живём, но у нас разный менталитет. Наши женщины очень сильно изменились после тех трагических лет, после войны. Думаю, это потому, что война заставила нас быть сильнее, взять на себя тяжкую ношу, и ответственность мы тоже взяли на себя. И мы стали другими.
Что касается мусульманских традиций, скажу твёрдо: ничего из того, что запрещено исламом, у нас в театре не происходит. А стереотипы – они всегда были, есть и будут.
Что касается меня лично, то я всегда хотела работать в театре, но никогда не хотела быть руководителем, не мечтала о карьере и о том, чтобы возглавлять театр. Это мне ни в каком страшном сне не могло присниться. Но после того, как республика начала возрождаться, наступила мирная жизнь, мы стали заново строить свои дома, тогда, я, как и большинство нашего народа, задалась вопросом: что делать дальше? Где работать? Как помочь своей республике? И я поняла, что без театра не представляю своей жизни. Меня назначили художественным руководителем Театрально-концертного зала. Тогда я собрала коллектив и поставила спектакль «Волчий хвост». Это было в марте 2009 г. На премьере был Глава нашей республики Рамзан Кадыров. Он пригласил меня к себе и спросил: «Ты можешь поставить ещё такой спектакль, как «Волчий хвост»? Я сказала, что для этого нужен театр и обратилась к нему с просьбой о создании молодежного театра. Рамзан Ахматович подписал указ, и мы создали Молодежный театр «Серло» («Свет»). За пять лет существования театра, в котором я была художественным руководителем —директором, было поставлено очень много спектаклей, и мы постоянно ездили на фестивали. А в 2014 году Главой ЧР было принято решение об объединении двух театров. Молодежный театр «Серло» удачно влился в Чеченский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова, а ряды ветеранов пополнила молодая поросль. Я была назначена художественным руководителем – директором театра.
И всё завертелось- закрутилось. Наверное, это было правильное решение. Хотя для меня был стресс, потому что молодёжный театр был очень успешным, популярным в республике, и вот нас присоединили к национальному чеченскому театру. Но мы все понимали, что национальному театру не хватало молодой крови, а нам не хватало мудрости и опыта корифеев национального театра. А сейчас в театре соединено и то, и другое.
Корр. Репертуар вашего театра разнообразен: и Шекспир, и русская классика, пьесы национальные, иностранные, современные… А кто Ваш любимый драматург?
Хава АХМАДОВА. Мой любимый драматург – Муса Ахмадов, это мой супруг. (СПРАВКА РЕДАКЦИИ: Муса Магомедович Ахмадов – чеченский писатель, поэт и драматург, член Союза писателей Чечни, Заслуженный работник культуры Чеченской Республики, Народный писатель Чеченской Республики, президент Клуба писателей Кавказа, Народный писатель Кавказа, главный редактор литературно-художественного журнала «Вайнах», лауреат премии «Серебряная сова»). И до того, как пришла я в театр, его пьесы очень много ставили и в Чечне, и в Ингушетии. Его пьеса «Волки» была поставлена в театре «Дом восточно-европейской пьесы» во Франции в Париже, поставил Доминик Долмье. Надо сказать, что во Франции «Волки» получили большую популярность и даже несколько раз переиздавались. А я как раз самый молодой режиссёр в его жизни.
Но если говорить глобально, то, конечно, мои любимые авторы Шекспир, Чехов, Гоголь, Ибсен… Много!
Корр. По поводу Шекспира: на мой взгляд, российским театрам не удаются его пьесы. Я смотрела Шекспира грузинского, армянского, и вот ваш… Это потрясающие постановки! Как Вы думаете, почему?
Хава АХМАДОВА. Мне кажется, очень схожи шекспировские страсти и эмоции с нашими, кавказскими. Несмотря на то, что вероисповедания разные. Но всё-таки любовь, зло и добро – это общечеловеческие ценности. Другое дело – как это сыграть? Как это прожить? Что касается нашего, чеченского театра, то, наверное, мы более близки к реальности, потому что есть в нашем народе, и в нашем национальном театре, конечно же, некий открытый природный наив. Или природная естественность. Какие вот мы есть, такие и есть. Но при этом за такой первозданной простотой может скрываться глубина. Наверное, поэтому нам удаётся Шекспир. Когда Роман Михайлович Мархолиа приехал в Грозный, он поговорил со мной, посмотрел наших актёров и сказал мне: «Вы как хотите, но я вижу ваших актёров в спектакле «Отелло».
Корр. Русский и чеченский зритель отличается чем-то?
Хава АХМАДОВА. Все зрители разные. Но отличие чеченского зрителя в том, что он более эмоциональный, более шумный. Что не всегда хорошо, конечно, для нас, актёров. Конечно, приятно, когда зрители громко реагируют и аплодируют, но это не всегда удобно. Чеченский зритель неусидчивый. Всё ему надо быстро. Он не будет смотреть спектакль, который идёт пять часов – это точно. Поэтому наши спектакли идут не больше двух с половиной часов с антрактом. У нас просто такой характер – надо туда пойти, сюда пойти, здесь что-то сделать, кого-то выручить, там что-то построить, кого-то пригласить в гости и так далее.
Ещё, я думаю, это связано с тем, что мы очень спешим жить. Мы не всегда были такими. Мы очень много лет жизни потеряли. Было время войны и разрухи, когда мы хотели, но не могли ходить в театры, на концерты. А ведь это могло быть время созидания! На самом деле мы отброшены лет на двадцать назад, и поэтому у нас сейчас такой ускоренный «американский» темп жизни: мы всё быстро-быстро-быстро… Мы спешим жить, потому что нам многое надо успеть. Но для театра это плохо, так как театр – это место, где надо остановиться и задуматься. Но мы стараемся своего зрителя воспитывать. И я скажу вам, что, каким был чеченский зритель пять лет назад и какой сейчас – это небо и земля. Он сейчас совершенно другой: более спокойный, более усидчивый, более терпеливый… Культура – она обязательно воспитывает, но это работа непростая и процесс небыстрый.
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ

Рано или поздно это должно было произойти. Наиболее консолидированная и решительная часть российского медицинского сообщества – хирурги –  направили обращение в Государственную Думу, Верховный Суд,

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

 «Гаджеты ни при чем»: выводы мамы младшеклассника, которая 4 года боролась за разборчивый почерк у сына

Наш блогер Мария ДЕВЯТКИНА в прошлых постах рассказывала, как, начиная с первого класса, они с сыном пытались решить проблемы с письмом: были и прописи, и

Читать далее...
Мир

ГРЯДЁТ УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

На пленарном заседании Совета Федерации 14 мая кандидат на пост министра внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил, что в России правоохранители готовятся к реализации комплекса мер по

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В ОБРАЗОВАНИИ – ТРИ СТУПЕНИ

На фоне глобальных перемен в Министерстве Обороны почти незамеченной мелькнула новость об очередном витке перемен в высшем образовании. Вице-премьером, отвечающим за науку и образование, переназначается

Читать далее...