Когда мы говорим о кризисе культуры, падении образования и духовности в нашем обществе, не лишне обратиться к исследованиям. Так вот: одно из исследований, проведённое http://crisisofcultureandmorality.tilda.ws/, показало вполне приличные результаты. Опрашивали юную аудиторию: от подростков 13 лет до молодежи чуть больше 30 лет. Оказалось, что большая часть опрошенных интересуются новостями культуры и читают книги, в том числе художественную литературу. Так что на деле всё не так уж плохо!
Хотя, конечно, не так уж и хорошо. С одной стороны, открытость российского общества привела к интенсивной «плюрализации» культурной жизни, возвращению к истокам русской духовности, породила разнообразные субкультуры, с другой – ломка прежних идеологических схем и духовных установок, отказ от старой культуры привели к духовной неопределенности и дезорганизации. Под влиянием негативных явлений в нашем обществе в 1990-ых сформировался агрессивно-культурный тип личности. Гуманитарное начало было отодвинуто, почти удалено. И отголоски этих самых 1990-ых мы будем слышать ещё очень долго. Именно поэтому мы сегодня часто сталкиваемся с актами коррупции, вандализма, экстремизма, насилия над личностью в разных формах.
К тому же культура чрезмерно политизирована. Она все чаще и чаще становится средством завоевания определенного доверия, приобретения нужных голосов в ходе избирательных кампаний путем манипулирования сознанием масс. Политические партии, элиты пытаются подчинить культуру решению узких, сугубо личных политических задач в ущерб гармоничному и всестороннему развитию личности. С помощью СМИ шоу-бизнес и интимно-эротическая тематика покрыли значительную часть пространства культуры.
Многие культурные ценности уже оказываются «не по карману» значительной части населения. А то, что доступно, не всегда способствует возвышению, обогащению личности. Коммерциализация вытесняет в среде работников культуры просветительскую функцию. Это опасно. Если мы обратимся к истории культуры, то увидим: просветительская парадигма в ней была всегда, это был важный элемент производства и воспроизводства культуры.
Насилие и вражда — норма для современного общества из-за разрушения нравственного чувства. Все агрессивные молодёжные течения — это следствие получения патологической негативной информации через телевидение и интернет.
Роль и смысл культуры в жизни закладываются ещё в детстве. Если они не развиваются в отрочестве и юношестве, то во взрослом возрасте изменить что-то довольно сложно. Но родители современных школьников – сами продукт тех самых 1990-ых, большинству из них нечего дать детям, они даже не понимают, что именно нужно давать. Их вполне устраивает сидение своих чад в телефонах. А именно одно из проявлений духовного кризиса в современности — это аморальные высказывания и «шутки» в интернете. Индустрия развлечений и шоу-бизнеса развращает общество. Люди теряют нравственные ориентиры. XXI век — эпоха соблазнов и множества удобств. В обществе господствует идеология потребления. Как обстоят дела в современном мире?
Кризис культуры и нравственности — это само по себе жуткое явление. Однако ещё страшнее то, что он лежит в основе многих других глобальных проблем. Когда у человека отсутствует понимание норм морали, когда не проведена грань между дозволенным и безнравственным, тогда ничто не остановит перед достижением своей цели и выгоды любой ценой. Например, проблема загрязнения океана, экологии в целом начинается с духовного кризиса.
Чем это грозит, мы все примерно представляем.
Как бороться с проблемой?
Есть два пути решения глобальной проблемы кризиса культуры и нравственности: на государственном уровне и на уровне общества и каждого отдельного человека. Но эти варианты не параллельны, а должны применяться одновременно, чтобы достичь результата и навсегда решить проблему.
На уровне государства нужно просто менять политику по отношению к искусству и культурному досугу, вместо материальной выгоды подумать о духовной пользе для общества. Пушкинская карта, конечно, сделала просвещение более доступным (например, театры, для многих кажущиеся роскошью, стали доступны), но, увы, на периферии, в отдалённых уголках молодёжи даже с Пушкинской картой некуда сходить! А, значит, нужно совершенствовать этот проект. И придумывать другие.
А на уровне общества и каждого отдельного человека нужно, конечно же, воспитывать своих детей на основе моральных, нравственных и духовных ценностей, прививать им любовь к искусству и просвещению. А ещё менять собственное отношение к вопросу нравственности и духовности, потому что все большие, глобальные изменения в мире начинаются с отдельного человека и его маленького изменения.
Последние годы процесс пошёл. Но надо сделать всё, чтобы он не останавливался.
По материалам Интернета