Что не так в культурной жизни страны?
Уходят в прошлое разрушенные клубы и дома культуры в российских сёлах, в городах муниципалитеты выкупают у частников дворцы, каким-то образом приватизированные в лихие 1990-ые. Последние годы в малых городах и сёлах, в муниципальных образованиях полным ходом идёт ремонт домов культуры, клубов и досуговых центров. Повсюду создаются новые библиотечные пространства – так называемые модельные библиотеки, библиотеки нового поколения.
Но что-то не могут они похвалиться наполненностью.
Что не так? Неужели чиновники этого не видят? Возможно, им кажется, что если отремонтировать клубы и поднять зарплаты работникам культуры, то народ в глубинке повалит в храмы культуры. Он бы и повалил, случись это лет двадцать-тридцать назад. Когда не было такого обилия гаджетов и ещё жили активной жизнью представители советского поколения – носители самой, может быть, достойной культуры в мире. Любая заведующая сельским клубом в СССР взахлёб расскажет вам, сколько было у неё в деревне кружков и студий, как в клубе не помещались все желающие, когда показывали кино и как весь народ принимал участие в праздничных мероприятиях.
Все знают, что современных детей очень трудно загнать в учреждения культуры, а уж в библиотеки и подавно! И, тем не менее, работникам культуры вменяют планы и планки, ниже которых опускаться нельзя. Но как, скажите, загнать в библиотеку людей, которые давно уже не читают книги? Или школьников, которые книги по школьной программе в лучшем случае вскользь прочитывают в интернете, а в худшем – довольствуются кратким пересказом в Википедии?
Знакомая библиотекарь из села в Ярославской области, где около 500 жителей, поведала мне, что у неё, работающей на четверть ставки, план книговыдачи – 12 книг в день! Да столько и в крупной библиотеке в день не бывает! Одна проверяющая чиновница культуры призналась, как однажды она проводила так называемые фотографии рабочего дня библиотеки – фиксацию событий, происходящих в учреждении культуры в течение дня. Это была крупная современная обновлённая библиотека в большом селе в Подмосковье, в селе, где проживает около девяти тысяч человек! Так вот, в течение рабочего в библиотеку не зашёл ни один (!) человек! И это при том, что в библиотеке работают восемь квалифицированных библиотекарей.
Грустно, но количеством посещений и книговыдач не могут похвастаться и библиотеки в крупных городах. Даже в столицах. Зайдите в Санкт-Петербурге в знаменитую Центральную городскую публичную библиотеку имени В. В. Маяковского – там тоже маловато посетителей.
Сейчас библиотекам вменяют обязательные проведения мероприятий, и фактически библиотеки выполняют функции домов и дворцов культуры. И это правильно, если библиотека имеет ресурс наподобие «маяковки». В филиалах «маяковки» на бесплатные концерты, например, посетители записываются заранее, всем не хватает мест. Но то концерты, которые традиционно все любят. А вот на мероприятия наподобие презентации новых книг и на познавательные лекции приходят единицы.
Библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры финансируются по линии Минкульта. Министерство культуры и планы даёт, и спрашивает. Но для так называемого всестороннего развития личности есть еще ещё дополнительное образование, которое выполняет фактически те же функции. На их балансе разные дома и дворцы творчества, молодёжи, юного техника и натуралиста и прочее, прочее, прочее. Несть числа! И всё это – с многочисленными кружками и студиями. А ещё художественные и музыкальные школы, различные школы искусств.
Добавим к этому спортивные школы и секции, спортивные общества и федерации, которые подведомственны Министерству спорта.
И всё это –деньги, большие деньги и очень большие деньги. И мало кто из этого обилия культурных, образовательных и спортивных организаций может похвалиться обильной посещаемостью! Особенно в провинции.
Так что же делать? Закрыть непосещаемые учреждения культуры, дабы не тратить бюджетные деньги на их ремонты и зарплату работникам? Неужели миллиардные вложения в ремонты культурных объектов страны напрасны и «не в коня корм»?
Но тогда можно смело ставить крест на будущем нации.
Этой проблемой давно занимаются специальные эксперты. Мотивацию, вернее, её отсутствие, никто, кончено же, не отменял. Но есть и другие причины. Например, недавно группа исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ установила, что есть и объективные причины — в спальных районах мало кружков, спортивных секций и музыкальных студий, а те, что есть, нередко расположены далеко от дома и школы. Дом творчества Фрунзенского района расположен довольно далеко от метро, но рядом большое количество многоэтажек, так что посетителей хватает. Но вот детям с другого конца района, что рядом с Обводным каналом, сюда, кончено, не добраться. И таких примеров множество!
Совсем недавно в провинции и, особенно, на селе настоящей бедой считались отток и отсутствие кадров в сфере культуры. Писатель, зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Сергей Шаргунов считает, что во многих регионах это актуально и сейчас. «Иногда библиотеки и ДК закрываются из-за пресловутой оптимизации, и тогда работающие в них люди становятся невостребованными, а отъезд этих людей и отсутствие специалистов вызывают угасание очагов культуры», — сказал он «Парламентской газете».
Возможно, нынешнее непосещение сельских обновлённых домов культуры и библиотек – следствие именно этой оптимизации. Был клуб полуразрушен и не отапливаем, да и заведующего долго не было, вот люди и отвыкли, поди теперь собери их! Да и поколение за годы разрухи сменилось.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко настроена оптимистично: «Сегодня выделяются достаточно большие деньги и федеральные, и региональные на строительство новых клубов, домов культуры, восстановление и ремонт старых. И я думаю, что кадровый голод, который образовался в сельской местности и маленьких поселениях, должен быть разрешён при помощи этой программы». Раньше, по её словам, было довольно распространено, когда из сёл в города приезжали ребята по направлению, учились, а потом возвращались обратно к себе.
С 2022 года специалистам, переезжающим в деревню или небольшой город по программе «Земский работник культуры», дают крупное денежное пособие. А тем, кто отправится в Дальневосточный федеральный округ, — в двойном размере. «Командировка» рассчитана на пять лет. Ожидается, что за шесть лет программа «Земский работник культуры» приведёт в учреждения культуры малых городов и сёл более девяти тысяч специалистов. Что ж, дай-то Бог, что с этим наплывом молодых специалистов в сёлах и деревнях клубы не будут пустовать, как в Тульской губернии… Но лично я в этом глубоко сомневаюсь.
Ведь даже «Пушкинская карта», начавшая работать с 2021 года, как оказалось, подтвердила давний российский принцип: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Зайдите в любой театр Санкт-Петербурга, в любой музей, и вы увидите, что «Пушкинская карта» определенно пришлась по душе молодежи. Столичные театры и музеи не дёшевы, и поэтому молодёжи в них было мало, и вот теперь после запуска проекта мы наблюдаем неподдельный интерес юношей и девушек к искусству. Это радует. Однако сразу после запуска проекта новыми красками заиграла старая проблема нехватки мест для досуга в малых городах и селах.
В основном в селах и маленьких городах клуб или дом культуры, библиотека да краеведческий музей. Музей местные дети посетили ещё будучи воспитанниками детских садов, а клубы и библиотеки пытаются предложить что-то интересное, но не слишком успешно. Спектакли, литературно-музыкальные композиции, вечера, концерты – всё это, созданное силами работников клубов и ДК, конечно, предлагается молодёжи. Но за это вряд ли кто согласится выложить большие деньги. Работники ДК договариваются со школами, и педагоги, которых тоже обязывают работать с детьми по «Пушкинской карте», организовывают детей. Но карта выдаётся молодёжи до 22 лет, а школу заканчивают в 18. Кто и как затащит 20-летнего юношу в местный клуб на мероприятие, например, по поводу Дня космонавтики? Современная молодежь подобными мероприятиями вообще мало интересуется. Они бы, может, сходили бы в Эрмитаж или Мариинский, но как?
Сейчас по «Пушкинской карте» можно купить билеты в театр, в кино (только на российские фильмы), на некоторые выставки. Номинал карты составляет 5 тысяч рублей. Вот только тратить эти тысячи в провинции некуда. В России треть населения живет в поселках или в маленьких городах. Хорошо, если там есть один музей или театр. А средства на поездку в крупный город картой не предусмотрены. И для многих провинциальных семей поездка в большой город – это существенные деньги. Школа при этом должна еще и обеспечить сопровождение. То есть, оплатить работу нескольким сотрудникам за дополнительную работу в выходные. Но средств на это тоже нет. В итоге многие дети и родители не видят смысла не только тратить , но и получать карту. А если даже получили, то при всем желании потратить деньги с нее не могут.
Что же делать? Совершенно очевидно, что нужны дополнительные средства для организации экскурсионных туров в Москву, в Санкт-Петербург, ну или хотя бы в областной центр. Этот вопрос не проработан, «Пушкинская карта» не предусматривает экскурсионные туры, значит, средства с карты могут идти только на оплату музеев и театров. А стоило бы над этим подумать! Нужно предусмотреть вид транспорта с учетом места жительства детей, питание, оплату сопровождающих. Возможно, стоит разрешить покупку книг в онлайн-магазинах. Ну или ещё что-то. А так получается, что «Пушкинская карта» хороша только для мегаполисов. И совершенно недопустимо ставить перед школами задачу «полного охвата», когда люди живут в таких разных условиях. Нельзя вовлекать детей в махинации с осваиванием бюджетных средств. Нельзя принуждать подростков к «потреблению культуры». Ничего, кроме отвращения, это не вызывает.
Взрослые, вовлечённые в этот процесс, тоже страдают. В клубах, ДК и библиотеках на селе началась самая настоящая конкуренция. Дело в том, что большинство библиотек располагаются в помещениях клубов и ДК. И тех, и других сотрудников обязывают проводить мероприятия по «Пушкинской карте». Причём, по строго определённым темам: День Победы, СВО, патриотизм, национально-этнические отношения, памятные даты… И вот работники ДК и библиотек «перетягивают клиентуру», убеждая педагогов привести детей на их мероприятия. Дети категорически отказываются ходить несколько раз на мероприятия по одной и той же теме. Да и вообще им всё это быстро надоедает. Современные дети и подростки не приучены долго слушать, смотреть, воспринимать и запоминать информацию. Их начинает злить такой «навязчивый сервис». И тогда между библиотекарями и культорганизаторами начинается самая настоящая война за зрителя и слушателя. Я лично наблюдала такое в Тульской области, где доходило до запретов фотографировать мероприятия «конкурентов»: дескать, вы у нас украдёте идею…
Такие вот абсурды породила «Пушкинская карта». Ну и, конечно, вишенка на торте – уголовные дела по «Пушкинским картам». Их уже много!
Но что же всё-таки делать?
Да, вопрос непростой. Закрыть «убыточные» ДК и учреждения дополнительного образования нельзя, будет ещё хуже. «Сэкономленных» денег всё равно народ не увидит, а уровень культуры и образования рухнет окончательно. Ведь три-пять человек в кружках, мероприятия по праздникам, спектакли гастрольных театров и лекции библиотекаря – это всё равно немало на нашем «безрыбье». К тому же поддержка специалистов культурного и образовательного фронтов позволит продержаться «до лучших времён». Вот только до каких? До времён без гаджетов и Интернета? Это вряд ли… Цивилизацию не отменишь, да и не нужно.
Проекты «культурной революции» нужно, безусловно, пересматривать. И начинать, наверное, не с ремонтов клубов и библиотек, не с привлечения работников культуры в сёла и малые города, а с.. воспитания. И, пожалуй, с воспитания родителей.
Чем выше социально-экономический статус родителей (профессия, доходы и пр.) и их культурный капитал (образование, интерес к музеям, театрам, знание иностранного языка и т.п.), тем чаще они стремятся дать дополнительное образование своим детям. И эксперты отмечают: материальное положение родителей не оказывает влияния на доступ детей к развивающим занятиям, зато культурный капитал в этом плане значим. Среди детей из семей с низким культурным капиталом намного выше доля тех, кто не посещает дополнительные занятия, — 24%, чем среди детей из семей с более высоким культурным капиталом — 17%». Влияние культурного капитала семьи проявляется и в ответах родителей по поводу того, почему ребенок не ходит в кружки. Среди тех, кто выбирает ответ «Мы еще не искали информацию…», культурные запросы в среднем ниже. По сути такие родители признаются, что пока не прилагали усилий к тому, чтобы определиться с развивающими занятиями для детей. Среди родителей с более обширным культурным багажом (а в таких семьях дети обычно уже посещают какие-то кружки) более популярны ответы: «Не подходит расписание занятий» и «У ребенка не остается на них времени».
Есть ещё один большой минус – это некая заформализованность процесса. «На самом верху» в учреждения допобразования и культуры спускают некий план, согласно которому детей обязательно нужно вовлекать в патриотические мероприятия, такие как «Флаг России», «Гимн России», «Герои России» и теперь ещё спецоперация. Не все педагоги и работники культуры любят и умеют проводить такие мероприятия интересно. Вот дети и не хотят на них ходить.
И совершенно понятно, что протокольные мероприятия типа Года театра, Года литературы или Года педагога и наставника ровным счетом ничего не вносят в содержание творческих процессов – скорее, напоминают о том, что культура для чиновников это лишь еще одно поле, где можно поставить «галочку» и освоить средства.