logo-2x

НЕУДАЧНЫЙ КУЛЬТПОХОД

Что не так в культурной жизни страны?

Уходят в прошлое разрушенные клубы и дома культуры в российских сёлах, в городах муниципалитеты выкупают у частников дворцы, каким-то образом приватизированные в лихие 1990-ые. Последние годы в малых городах и сёлах, в муниципальных образованиях полным ходом идёт ремонт домов культуры, клубов и досуговых центров. Повсюду создаются новые библиотечные пространства – так называемые модельные библиотеки, библиотеки нового поколения.

Но что-то не могут они похвалиться наполненностью.

Что не так? Неужели чиновники этого не видят? Возможно, им кажется, что если отремонтировать клубы и поднять зарплаты работникам культуры, то народ в глубинке повалит в храмы культуры. Он бы и повалил, случись это лет двадцать-тридцать назад. Когда не было такого обилия гаджетов и ещё жили активной жизнью представители советского поколения – носители самой, может быть, достойной культуры в мире. Любая заведующая сельским клубом в СССР взахлёб  расскажет вам, сколько было у неё в деревне кружков и студий, как в клубе не помещались все желающие, когда показывали кино и как весь народ принимал участие в праздничных мероприятиях.

Все знают, что современных детей очень трудно загнать в учреждения культуры, а уж в библиотеки и подавно! И, тем не менее, работникам культуры вменяют планы и планки, ниже которых опускаться нельзя. Но как, скажите, загнать в библиотеку людей, которые давно уже не читают книги? Или школьников, которые книги по школьной программе в лучшем случае вскользь прочитывают в интернете, а в худшем – довольствуются кратким пересказом в Википедии?

Знакомая библиотекарь из села в Ярославской области, где около 500 жителей, поведала мне, что у неё, работающей на четверть ставки, план книговыдачи – 12 книг в день! Да столько и в крупной библиотеке в день не бывает! Одна проверяющая чиновница культуры призналась, как однажды она проводила так называемые фотографии рабочего дня библиотеки – фиксацию событий, происходящих в учреждении культуры в течение дня. Это была крупная современная обновлённая библиотека в большом селе в Подмосковье, в селе, где проживает около девяти тысяч человек! Так вот, в течение рабочего в библиотеку не зашёл ни один (!) человек! И это при том, что в библиотеке работают восемь квалифицированных библиотекарей.

Грустно, но количеством посещений и книговыдач не могут похвастаться и библиотеки в крупных городах. Даже в столицах. Зайдите в Санкт-Петербурге в знаменитую Центральную городскую публичную библиотеку имени В. В. Маяковского – там тоже маловато посетителей.

Сейчас библиотекам вменяют обязательные проведения мероприятий, и фактически библиотеки выполняют функции домов и дворцов культуры. И это правильно, если библиотека имеет ресурс наподобие «маяковки». В филиалах «маяковки» на бесплатные концерты, например, посетители записываются заранее, всем не хватает мест. Но то концерты, которые традиционно все любят. А вот на мероприятия наподобие презентации новых книг и на познавательные лекции приходят единицы.

Библиотеки, клубы, дома и дворцы  культуры финансируются по линии Минкульта. Министерство культуры и планы даёт, и спрашивает. Но для так называемого всестороннего развития личности есть еще ещё дополнительное образование, которое выполняет фактически те же функции. На их балансе разные дома и дворцы творчества, молодёжи, юного техника и натуралиста и прочее, прочее, прочее. Несть числа!  И всё это – с многочисленными кружками и студиями. А ещё художественные и музыкальные школы, различные школы искусств.

Добавим к этому спортивные школы и секции, спортивные общества и федерации, которые подведомственны Министерству спорта. 

И всё это –деньги, большие деньги и очень большие деньги. И мало кто из этого обилия культурных, образовательных и спортивных организаций может похвалиться обильной посещаемостью! Особенно в провинции.

Так что же делать? Закрыть непосещаемые учреждения культуры, дабы не тратить бюджетные деньги на их ремонты и зарплату работникам? Неужели миллиардные вложения в ремонты культурных объектов страны напрасны и «не в коня корм»?

Но тогда можно смело ставить крест на будущем нации.

Этой проблемой давно занимаются специальные эксперты. Мотивацию, вернее, её отсутствие, никто, кончено же, не отменял. Но есть и другие причины. Например, недавно группа исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ установила, что есть и объективные причины — в спальных районах мало кружков, спортивных секций и музыкальных студий, а те, что есть, нередко расположены далеко от дома и школы. Дом творчества Фрунзенского района расположен довольно далеко от метро, но рядом большое количество многоэтажек, так что посетителей хватает. Но вот детям с другого конца района, что рядом с Обводным каналом, сюда, кончено, не добраться. И таких примеров множество!

Совсем недавно в провинции и, особенно, на селе настоящей бедой считались отток и отсутствие кадров в сфере культуры.  Писатель, зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Сергей Шаргунов считает, что во многих регионах это актуально и сейчас. «Иногда библиотеки и ДК закрываются из-за пресловутой оптимизации, и тогда работающие в них люди становятся невостребованными, а отъезд этих людей и отсутствие специалистов вызывают угасание очагов культуры», — сказал он «Парламентской газете».

Возможно, нынешнее непосещение сельских обновлённых домов культуры и библиотек – следствие именно этой оптимизации. Был клуб полуразрушен и не отапливаем, да и заведующего долго не было, вот люди и отвыкли, поди теперь собери их! Да и поколение за годы разрухи сменилось.

 Первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко настроена оптимистично: «Сегодня выделяются достаточно большие деньги и федеральные, и региональные на строительство новых клубов, домов культуры, восстановление и ремонт старых. И я думаю, что кадровый голод, который образовался в сельской местности и маленьких поселениях, должен быть разрешён при помощи этой программы». Раньше, по её словам, было довольно распространено, когда из сёл в города приезжали ребята по направлению, учились, а потом возвращались обратно к себе.

С 2022 года специалистам, переезжающим в деревню или небольшой город по программе «Земский работник культуры», дают крупное денежное пособие. А тем, кто отправится в Дальневосточный федеральный округ, — в двойном размере. «Командировка» рассчитана на пять лет. Ожидается, что за шесть лет программа «Земский работник культуры» приведёт в учреждения культуры малых городов и сёл более девяти тысяч специалистов. Что ж, дай-то Бог, что с этим наплывом молодых специалистов в сёлах и деревнях клубы не будут пустовать, как в Тульской губернии… Но лично я в этом глубоко сомневаюсь.

Ведь даже «Пушкинская карта», начавшая работать с 2021 года, как оказалось, подтвердила давний российский принцип: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Зайдите в любой театр Санкт-Петербурга, в любой музей, и вы увидите, что «Пушкинская карта» определенно пришлась по душе молодежи. Столичные театры и музеи не дёшевы, и поэтому молодёжи в них было мало, и вот теперь после запуска проекта мы наблюдаем неподдельный интерес юношей и девушек к искусству. Это радует. Однако сразу после запуска проекта новыми красками заиграла старая проблема нехватки мест для досуга в малых городах и селах.

В основном в селах и маленьких городах клуб или дом культуры, библиотека да краеведческий музей. Музей местные дети посетили ещё будучи воспитанниками детских садов, а клубы и библиотеки пытаются предложить что-то интересное, но не слишком успешно. Спектакли, литературно-музыкальные композиции, вечера, концерты – всё это, созданное силами работников клубов и ДК, конечно, предлагается молодёжи. Но за это вряд ли кто согласится выложить большие деньги. Работники ДК договариваются со школами, и педагоги, которых тоже обязывают работать с детьми по «Пушкинской карте», организовывают детей. Но карта выдаётся молодёжи до 22 лет, а школу заканчивают в 18. Кто и как затащит 20-летнего юношу в местный клуб на мероприятие, например, по поводу Дня космонавтики? Современная молодежь подобными мероприятиями вообще мало интересуется. Они бы, может, сходили бы в Эрмитаж или Мариинский, но как?

Сейчас по «Пушкинской карте» можно купить билеты в театр, в кино (только на российские фильмы), на некоторые выставки. Номинал карты составляет 5 тысяч рублей. Вот только тратить эти тысячи в провинции некуда. В России треть населения живет в поселках или в маленьких городах. Хорошо, если там есть один музей или театр. А средства на поездку в крупный город картой не предусмотрены. И для многих провинциальных семей поездка в большой город – это существенные деньги. Школа при этом должна еще и обеспечить сопровождение. То есть, оплатить работу нескольким сотрудникам за дополнительную работу в выходные. Но средств на это тоже нет. В итоге многие дети и родители не видят смысла не только тратить , но и получать карту. А если даже получили, то при всем желании потратить деньги с нее не могут.

Что же делать? Совершенно очевидно, что нужны дополнительные средства для организации экскурсионных туров в Москву, в Санкт-Петербург, ну или хотя бы  в областной центр. Этот вопрос не проработан, «Пушкинская карта» не предусматривает экскурсионные туры, значит, средства с карты могут идти только на оплату музеев и театров. А стоило бы над этим подумать! Нужно предусмотреть вид транспорта с учетом места жительства детей, питание, оплату сопровождающих. Возможно, стоит разрешить покупку книг в онлайн-магазинах. Ну или ещё что-то. А так получается, что «Пушкинская карта» хороша только для мегаполисов. И совершенно недопустимо ставить перед школами задачу «полного охвата», когда люди живут в таких разных условиях. Нельзя вовлекать детей в махинации с осваиванием бюджетных средств. Нельзя принуждать подростков к «потреблению культуры». Ничего, кроме отвращения, это не вызывает.

Взрослые, вовлечённые в этот процесс, тоже страдают. В клубах, ДК и библиотеках на селе началась самая настоящая конкуренция. Дело в том, что большинство библиотек располагаются в помещениях клубов и ДК. И тех, и других сотрудников обязывают проводить мероприятия по «Пушкинской карте». Причём, по строго определённым темам: День Победы, СВО, патриотизм, национально-этнические отношения, памятные даты… И вот работники ДК и библиотек «перетягивают клиентуру», убеждая педагогов привести детей на их мероприятия. Дети категорически отказываются ходить несколько раз на мероприятия по одной и той же теме. Да и вообще им всё это быстро надоедает. Современные дети и подростки не приучены долго слушать, смотреть, воспринимать и запоминать информацию. Их начинает злить такой «навязчивый сервис». И тогда между библиотекарями и культорганизаторами начинается самая настоящая война за зрителя и слушателя. Я лично наблюдала такое в Тульской области, где доходило до запретов фотографировать мероприятия «конкурентов»: дескать, вы у нас украдёте идею…

Такие вот абсурды породила «Пушкинская карта». Ну и, конечно, вишенка на торте – уголовные дела по «Пушкинским картам». Их уже много!

Но что же всё-таки делать?

Да, вопрос непростой. Закрыть «убыточные» ДК  и учреждения дополнительного образования нельзя, будет ещё хуже. «Сэкономленных» денег всё равно народ не увидит, а уровень культуры и образования рухнет окончательно. Ведь три-пять человек в кружках, мероприятия по праздникам, спектакли гастрольных театров и лекции библиотекаря – это всё равно немало на нашем «безрыбье». К тому же поддержка специалистов культурного и образовательного фронтов позволит продержаться «до лучших времён». Вот только до каких? До времён без гаджетов и Интернета? Это вряд ли… Цивилизацию не отменишь, да и не нужно.

Проекты «культурной революции» нужно, безусловно, пересматривать. И начинать, наверное, не с ремонтов клубов и библиотек, не с привлечения работников культуры в сёла и малые города, а с.. воспитания. И, пожалуй, с воспитания родителей.

Чем выше социально-экономический статус родителей (профессия, доходы и пр.) и их культурный капитал (образование, интерес к музеям, театрам, знание иностранного языка и т.п.), тем чаще они стремятся дать дополнительное образование своим детям. И эксперты отмечают: материальное положение родителей не оказывает влияния на доступ детей к развивающим занятиям, зато культурный капитал в этом плане значим. Среди детей из семей с низким культурным капиталом намного выше доля тех, кто не посещает дополнительные занятия, — 24%, чем среди детей из семей с более высоким культурным капиталом — 17%». Влияние культурного капитала семьи проявляется и в ответах родителей по поводу того, почему ребенок не ходит в кружки. Среди тех, кто выбирает ответ «Мы еще не искали информацию…», культурные запросы в среднем ниже. По сути такие родители признаются, что пока не прилагали усилий к тому, чтобы определиться с развивающими занятиями для детей. Среди родителей с более обширным культурным багажом (а в таких семьях дети обычно уже посещают какие-то кружки) более популярны ответы: «Не подходит расписание занятий» и «У ребенка не остается на них времени».

Есть ещё один большой минус – это некая заформализованность процесса. «На самом верху» в учреждения допобразования и культуры спускают некий план, согласно которому детей обязательно нужно вовлекать в патриотические мероприятия, такие как «Флаг России», «Гимн России», «Герои России» и теперь ещё спецоперация. Не все педагоги и работники культуры любят и умеют проводить такие мероприятия интересно. Вот дети и не хотят на них ходить.

И совершенно понятно, что протокольные мероприятия типа Года театра, Года литературы или Года педагога и наставника ровным счетом ничего не вносят в содержание творческих процессов – скорее, напоминают о том, что культура для чиновников это лишь еще одно поле, где можно поставить «галочку» и освоить средства. 

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Личность в историях

СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

3 мая – 710 лет со дня рождения Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), святого, преподобного, величайшего сподвижника земли русской, основателя Троицко-Сергиевой лавры. Впрочем, точная дата

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

ДЕТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ: КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

2 МАЯ с соревнований по футболу в Красногвардейском районе Петербурга экстренно госпитализировали подростка.  Уточняется, что подросток во время матча напоролся на колено соперника. В тяжелом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ БУДУТ УЧИТЬ ЕЩЁ ЛУЧШЕ

В России усовершенствуют подготовку педагогических кадров в системе высшего образования и медицинских работников. Такое поручение чиновникам 27 апреля дал председатель Правительства страны Михаил Мишустин по итогам своего

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

ВИРУСЫ ОТДЕЛЬНО, БАКТЕРИИ ОТДЕЛЬНО

Министерство здравоохранения РФ предложило полностью исключить применение антибиотиков при лечении острых респираторных вирусных инфекций. Это записано в обновленном стандарте медпомощи взрослым при ОРВИ. При этом

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

С ЕГЭ ПОКА ВСЁ ПО-СТАРОМУ, НО ПО-НОВОМУ – С ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ

Бурно обсуждали в минувшем году необходимость кардинальных перемен с ЕГЭ, однако сотрясания воздуха оказались напрасными и пока всё остаётся по-старому. Впрочем, депутаты Госдумы выразили на

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

О ЗАБЫТЫХ ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В период от прочного установления советской власти до так называемой перестройки в России появилось большое количество памятников истории, культуры и архитектуры. Причина легко объяснима: до

Читать далее...