Владимир СМЕТАНИН, мастер спорта по плаванию, не один десяток лет
проработал в спортивной школе санкт-петербургского спортивного клуба армии,
который, кстати, на днях отметил свой 70-летний юбилей. Тренер высшей
категории, старший тренер спортшколы СКА Владимир Михайлович воспитал 35
мастеров спорта по плаванию, в том числе около 80 спортсменов стали
призёрами чемпионатов России в индивидуальной программе и в эстафетном
плавании. На пьедестале Кадетских Всемирных игр – из 12 человек 10 человек
были его учениками.
Среди воспитанников Владимира Михайловича – победители юниорских
первенств, детских всероссийских соревнований. Они выступают на всех
соревнованиях и чемпионатах России – и детских, и юношеских, как в составе
сборных, так и отдельной командой. О достижениях спортсменов и тренера, о
проблемах сегодняшних спортивных школ и спорта вообще с Владимиром
Михайловичем СМЕТАНИНЫМ беседует наш корреспондент.
Корр. Как давно Вы тренируете ребят?
В. М. СМЕТАНИН. Я закончил в 1988 году тренерский факультет института
физкультуры имени Лесгафта В 2001 году я пришёл в спортивный клуб армии,
наша спортшкола с бассейном базировалась тогда ещё на Литовской, дом 5,
сейчас там бассейн ВИФКа. И вот уже 22 года я в СКА.
Корр. Владимир Михайлович, воспитанники рано или поздно Вас покидают. Одни
продолжают спортивную карьеру, другие уходят из спорта вообще. А ведь Вы
вкладываете в них силы, душу и, можно сказать, посвящаете им свою жизнь! Как
вы к этому относитесь, не печалит ли Вас это?
В. М. СМЕТАНИН. Я отношусь к этому как к естественному процессу. Работа
тренера проходит циклами. Сейчас, например, у меня шестой набор. Я детей с
первого класса обучаю плаванию. Веду их до 5 класса, а в пятом классе они
переводятся в спортивный класс. Там мы начинаем уже более серьезно учиться и
тренироваться. И уже выступаем на соревнованиях всевозможного уровня, где
добиваемся результатов, выполняем разряды. И, несомненно, мы не минуем
период их взросления, учёбы в старших классах, экзаменов, окончания школы,
когда спортсмены поступаю в университеты, институты, идут дальше по жизни. Но
определённая часть всегда остаётся в спорте, они продолжают плавать,
становятся чемпионами и призёрами. И снова часть ребят уходит, приходят
новые. Многие остаются спортсменами в душе, хотя и не участвуют потом ни в
каких состязаниях. На протяжении своей тренерской деятельности, наблюдая за
детьми и взрослыми, я условно поделил всех на две категории: люди природы и
люди спорта.
Тот, кто готов посвятить жизнь спорту, остаётся в спорте надолго. У меня на
сегодняшний день есть ребята, которые уже 22 года плавают, успешно выступают
и не собираются прекращать. Именно таких я называю – люди спорта. Плавание –
это очень почётный, очень представительный вид спорта, олимпийский, и у нас в
соревнованиях участвуют до 700 человек! В Москве и Питере – самые сильные
спортсмены. Те, кто плавает, обретают долголетие, продлевают себе жизнь и
укрепляют здоровье, они потом остаются в ветеранском плавании… Это самый
здоровый и безопасный вид спорта! Ну а от тех, которые уходят, выбирают другой
путь в жизни, я часто слышу: «Владимир Михайлович, больше спасибо, если бы
не Вы, я бы не был таким состоявшимся, каким являюсь на сегодняшний день, это
ваша закваска, которую Вы и плаванье мне дали». Некоторые говорят: «Я рад, что
попал под Ваше влияние и в Ваши руки, за всё спасибо, я не буду спортсменом,
но ухожу в большую жизнь с благодарностью». Пришло время жениться, учиться,
делать карьеру – это естественный процесс, каждый тренер это знает.
Естественно, присутствует определённое чувство жалости. Как будто жалко своих
трудов – многие действительно могли стать чемпионами… Но в то же время
понимаю, что дал человеку закваску на всю жизнь, неважно, кем он станет. Я
всегда говорю: тренер – это не Бог и не царь, ему не будут всю жизнь
поклоняться. Любой тренер желает своим спортсменам только добра.
Корр. Как разглядеть и как вырастить настоящего спортсмена?
В. М. СМЕТАНИН. В наборе тренер должен разглядеть будущего чемпиона,
талантливого ребёнка, и он просто помогает стать чемпионом. Но нужно ещё одно
совпадение: потенциальный чемпион тоже должен попасть на своего тренера.
Тренер обязан не только не навредить, но, прежде всего, создать условия, чтобы
спортсмен раскрылся, встал на своё место и в спорте, и в жизни.
Особенно жалко, когда спортсмен раньше времени покидает спорт из-за
социальных проблем. Это когда приходится уходить во взрослую жизнь, чтобы
заработать. Многие начинают подрабатывать очень рано, поскольку родители не
могут дать им то, чем соблазняет окружающий мир. Они говорят: «Владимир
Михайлович, ну никак мне! Надо работать». Это, конечно, в ущерб спорту, но
ничего не поделаешь!
Но всегда есть надежда, что придут новые ребята, и с ними мы добьёмся таких же
результатов, а то и выше, и опять будем подниматься на пьедесталы и откроем
новую страничку в нашем спорте. Это как в старой известной песне «Команда
молодости нашей», помните? «Придут честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше
нашего сыграть». А в данном случае – проплыть.
Корр. Вы говорили, что делите людей на две категории – спорта и природы. Как
это?
В. М. СМЕТАНИН. Люди спорта – это не обязательно спортсмены, это те, кто
умеет и хочет ставить перед собой цель, и к этой цели стремится, кто добивается
побед. К людям природы я отношу тех, кто живёт, условно говоря, растительно-
животной жизнью. То есть, ест, пьёт, удовлетворяет физиологические
потребности и так далее. И далеко не всегда это люди с низким интеллектом и
отсутствием способностей. Увы, сейчас в нашем обществе появилась молодёжь,
которая обеспечена родителями на всю жизнь и потому не желает никуда
двигаться. К сожалению, и среди моих воспитанников есть такие. Смотрю: парень
способный, надо бы серьезно готовиться в большой спорт, говорю ему об этом. А
он мне: «Нет, мне не нужно это. У меня уже есть своя отдельная квартира, бизнес
отца позволит жить безбедно, может, куда-нибудь поступлю для диплома». Года
два назад мне такое сказал 9-летний мальчик! Очень грустно!
Корр. Только ли материальное благополучие играет роль в формировании такого
мировоззрения? Есть же и «золотая молодёжь», которая ко многому стремится.
В. М. СМЕТАНИН. Конечно, есть, и немало! Но проблема тут в издержках
воспитания. Дети вообще очень сильно изменились за последние лет двадцать-
тридцать. Когда страна распалась, всё воспитание минимизировалось. В
советской системе, берущей своё начало в дореволюционной России, методы
были – убеждение и принуждение. Как бы мы не приветствовали демократию, мы
должны понимать, что ребёнок не может самостоятельно выбирать, что ему
нужно, поэтому надо заставлять, принуждать. Но вдруг неожиданно решили
«демократизироваться» и отошли от принуждения. Потом спохватились, да
поздно – страна уже развалилась. Но принуждать теперь нельзя – за это можно
схлопотать уголовное преследование. Результат – с каждым годом мы наблюдаем
всё большее ухудшение мозговой активности у детей. И ослабление мотивации.
Есть много молодых из богатых семей, которые вроде бы мотивированы, хотят
добиться результатов, но, увы, большинство из них всё равно уезжают учиться в
Гарвард, Оксфорд и т.д. Среди них и рекордсмены страны, и призёры
чемпионатов мира. Они тоже люди природы, в конечном итоге, а не спорта. Но это
моя личная классификация.
А люди спорта всегда найдут в своём сердце место для любви, патриотизма,
дружбы, а в жизни – место для спорта и высоких стремлений.
Корр. Вы всю жизнь занимаетесь одним и тем же. Разве Вам не хочется
разнообразия?
В. М. СМЕТАНИН. Это моя жизнь, и другой я не хочу. Вот приходит ко мне
ребёнок, мы занимаемся техникой, работаем над шагом (шаг — это расстояние,
на которое пловец продвигается за один полный цикл движений), над
совершенствованием техники плавания и повышением тренированности
пловцов… Потом соревнования, у пловцов воспитывается сознательная
дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление
преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство в достижении
поставленной цели, настойчивость, смелость и решительность, чувство
коллективизма и товарищества. Мы строим определённую «этажерку» –
соревновательную картинку, потом идём дальше. Процесс подготовки
складывается из трёх циклов подготовки. 12 недель один цикл, 12 недель другой,
12 недель третий. И каждые три цикла ты проверяешь, какую работу проделали,
устанавливаешь, над чем работать дальше. Это нелегкий путь. Но мне нравится,
это моя работа, я этим живу.
Те люди, которые у нас остаются, они работают насколько могут. Они тоже
понимают, что наступает предел человеческих возможностей. Человек растёт,
спортсмен может двигать результаты, но это ведь недолго – примерно до 25 лет.
Если спортсмен очень способный, одарённый, то дольше. Я вообще делю
спортсменов на одарённых и с Божьим даром.
С Божьим даром – это талантливые, которые не умеют талантом пользоваться. А
одарённые умеют. И последние лет десять с грустью смотрю: сколько их – с
Божьим даром! Но процентов 90 не умеют им пользоваться. Знаете, как жалко!
Раньше было иначе: если тебе попался один на возраст – это большая удача! А
были ведь и «пустые» возрасты. А здесь вот тридцать человек пришли, и из них
20 одарённые – какое счастье! Мы сейчас такого наплаваем!.. Но – там голову
закрутило, там проблемы со здоровьем, там переехали в другой район, там
пошло-поехало («а нам и не надо, мы случайно сюда попали, просто для здоровья
пришли»). А ведь им Боженька дал, им плавать надо! Но они не пользуются своим
даром.
А те, кто просто одарённые, они умеют пользоваться и этим своим даром, и
многими другими, И ещё очень часто родительский фактор играет существенную
роль. Они начинают детей напрягать: ещё музыка, иностранные языки и так
далее… Спорт уходит на последний план.
Корр. Согласна, с современными родителями сложно…
В. М. СМЕТАНИН. Ещё как! Вот идёт сейчас набор ребят 2014 – 2016 г. р. По
программе на первом году обучения занятия 3 раза в неделю. И вдруг родители
заявляют: нас три раза не устраивает, у нас ещё то да это… Я им говорю: так
идите в простой бассейн, ребёнок будет просто плавать для здоровья. Но они: «
Нет! Нам надо в спортивную школу! Чтобы были результаты и победы!». Ну как
вот им объяснить, что меньше двух раз в неделю даже простой фитнес – это
ничего…
Или такое бывает. Приходят родители с вопросом: «Почему нашего ребёнка не
взяли на соревнования?». Я открываю журнал посещений, показываю: вот из 20
занятий он пропустил сначала пять, потом уже семь, восемь. И не целесообразно
выставлять его на соревнования, он там просто не победит. Начинаются жалобы:
но он же хочет! Я говорю: нет фундамента у него, дом же не построишь без
фундамента, и соревнования не выиграешь. А они своё – но он же хочет! Я уже
теперь не бьюсь, не спорю, потому что бесполезно. А ребёнок потом уходит из-за
обид.
Или, бывает, нужно ехать на сборы, деньги нужны. Родители заныли: у нас, мол,
нет денег. А только что ездили в Турцию. Значит, для них курорт важнее
продвижения ребёнка. Родители, бывает, попробуют все способы нападения на
тренера, чтобы сделать из ребёнка чемпиона, жалуются, пишут, идут к
начальству. Им везде объясняют: чтобы стать чемпионом, нужно всего-навсего
работать, нужны мотивация и желание трудиться! Они не понимают. Они ищут
причины объективные (он пропустил, потому что плохо себя чувствовал, в школе
задержали и т.д.) А ведь на самом деле причины-то субъективные!
Циклические виды спорта, к которым, естественно, относится и плавание, – это
титанический труд. Именно поэтому в циклические виды спорта всё меньше и
меньше желающих идти. Сейчас очень много видов спорта, где можно легко и
почти случайно добиться побед… А плаванье для победы – это же утром и
вечером, по 20 км плавают. Я вообще не понимаю, зачем и откуда появляются
новые виды спорта. Я делю виды спорта на естественные и неестественные.
Плавание, мяч, бег, прыжки, лыжи, бокс, борьба, даже штанга – всем этим испокон
веков занимались люди. А вот недавно я услышал, например, про новый вид
спорта – ночной дайвинг. Что это? Кто придумал? Для чего? Или вот в Финляндии
появился конный спорт без лошадей. Люди скачут в виде лошадок. Чемпионат
мира проходил даже. Просто появился такой бизнес, и на спорте очень много
желающих заработать!
Корр. Ну и последний вопрос: за что нужно любить плаванье?
В. М. СМЕТАНИН. За то, что из всех спортсменов пловцы – самые красивые,
самые развитые, самые изящные, гибкие, сильные. На любых соревнованиях и
сборах вы всегда отличите пловцов от других спортсменов именно по этим
качествам. Ведь это самая правильная загрузка организма, во всех положениях
тела. В плаванье собрано всё лучшее от природы. Плюс к этому чистота, красота,
снятие стрессов, ведь вода – это жизнь! В воде человек чувствует себя
комфортно. И ещё потому, что мы часто (хоть это и не афишируется) спасаем
людей.
Беседовала Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА
ВСЕХ МИГРАНТОВ – НАРУШИТЕЛЕЙ ВНЕСТИ В СПИСКИ ТРУДНО!
На днях полиция и Росгвардия выявили 120 нелегальных мигрантов на складе в Пушкино Московской области. Там работали мигранты из стран СНГ и Африки. За нарушение