logo-2x

ПРИДУТ ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ ДУБЛЁРЫ, ДАЙ БОГ ИМ ЛУЧШЕ НАШЕГО ПРОПЛЫТЬ!

Владимир СМЕТАНИН, мастер спорта по плаванию, не один десяток лет
проработал в спортивной школе санкт-петербургского спортивного клуба армии,
который, кстати, на днях отметил свой 70-летний юбилей. Тренер высшей
категории, старший тренер спортшколы СКА Владимир Михайлович воспитал 35
мастеров спорта по плаванию, в том числе около 80 спортсменов стали
призёрами чемпионатов России в индивидуальной программе и в эстафетном
плавании. На пьедестале Кадетских Всемирных игр – из 12 человек 10 человек
были его учениками.
Среди воспитанников Владимира Михайловича – победители юниорских
первенств, детских всероссийских соревнований. Они выступают на всех
соревнованиях и чемпионатах России – и детских, и юношеских, как в составе
сборных, так и отдельной командой. О достижениях спортсменов и тренера, о
проблемах сегодняшних спортивных школ и спорта вообще с Владимиром
Михайловичем СМЕТАНИНЫМ беседует наш корреспондент.
Корр. Как давно Вы тренируете ребят?
В. М. СМЕТАНИН. Я закончил в 1988 году тренерский факультет института
физкультуры имени Лесгафта В 2001 году я пришёл в спортивный клуб армии,
наша спортшкола с бассейном базировалась тогда ещё на Литовской, дом 5,
сейчас там бассейн ВИФКа. И вот уже 22 года я в СКА.
Корр. Владимир Михайлович, воспитанники рано или поздно Вас покидают. Одни
продолжают спортивную карьеру, другие уходят из спорта вообще. А ведь Вы
вкладываете в них силы, душу и, можно сказать, посвящаете им свою жизнь! Как
вы к этому относитесь, не печалит ли Вас это?
В. М. СМЕТАНИН. Я отношусь к этому как к естественному процессу. Работа
тренера проходит циклами. Сейчас, например, у меня шестой набор. Я детей с
первого класса обучаю плаванию. Веду их до 5 класса, а в пятом классе они
переводятся в спортивный класс. Там мы начинаем уже более серьезно учиться и
тренироваться. И уже выступаем на соревнованиях всевозможного уровня, где
добиваемся результатов, выполняем разряды. И, несомненно, мы не минуем
период их взросления, учёбы в старших классах, экзаменов, окончания школы,
когда спортсмены поступаю в университеты, институты, идут дальше по жизни. Но
определённая часть всегда остаётся в спорте, они продолжают плавать,
становятся чемпионами и призёрами. И снова часть ребят уходит, приходят
новые. Многие остаются спортсменами в душе, хотя и не участвуют потом ни в
каких состязаниях. На протяжении своей тренерской деятельности, наблюдая за
детьми и взрослыми, я условно поделил всех на две категории: люди природы и
люди спорта.
Тот, кто готов посвятить жизнь спорту, остаётся в спорте надолго. У меня на
сегодняшний день есть ребята, которые уже 22 года плавают, успешно выступают
и не собираются прекращать. Именно таких я называю – люди спорта. Плавание –
это очень почётный, очень представительный вид спорта, олимпийский, и у нас в
соревнованиях участвуют до 700 человек! В Москве и Питере – самые сильные
спортсмены. Те, кто плавает, обретают долголетие, продлевают себе жизнь и
укрепляют здоровье, они потом остаются в ветеранском плавании… Это самый
здоровый и безопасный вид спорта! Ну а от тех, которые уходят, выбирают другой
путь в жизни, я часто слышу: «Владимир Михайлович, больше спасибо, если бы
не Вы, я бы не был таким состоявшимся, каким являюсь на сегодняшний день, это
ваша закваска, которую Вы и плаванье мне дали». Некоторые говорят: «Я рад, что
попал под Ваше влияние и в Ваши руки, за всё спасибо, я не буду спортсменом,
но ухожу в большую жизнь с благодарностью». Пришло время жениться, учиться,
делать карьеру – это естественный процесс, каждый тренер это знает.
Естественно, присутствует определённое чувство жалости. Как будто жалко своих
трудов – многие действительно могли стать чемпионами… Но в то же время
понимаю, что дал человеку закваску на всю жизнь, неважно, кем он станет. Я
всегда говорю: тренер – это не Бог и не царь, ему не будут всю жизнь
поклоняться. Любой тренер желает своим спортсменам только добра.
Корр. Как разглядеть и как вырастить настоящего спортсмена?
В. М. СМЕТАНИН. В наборе тренер должен разглядеть будущего чемпиона,
талантливого ребёнка, и он просто помогает стать чемпионом. Но нужно ещё одно
совпадение: потенциальный чемпион тоже должен попасть на своего тренера.
Тренер обязан не только не навредить, но, прежде всего, создать условия, чтобы
спортсмен раскрылся, встал на своё место и в спорте, и в жизни.
Особенно жалко, когда спортсмен раньше времени покидает спорт из-за
социальных проблем. Это когда приходится уходить во взрослую жизнь, чтобы
заработать. Многие начинают подрабатывать очень рано, поскольку родители не
могут дать им то, чем соблазняет окружающий мир. Они говорят: «Владимир
Михайлович, ну никак мне! Надо работать». Это, конечно, в ущерб спорту, но
ничего не поделаешь!
Но всегда есть надежда, что придут новые ребята, и с ними мы добьёмся таких же
результатов, а то и выше, и опять будем подниматься на пьедесталы и откроем
новую страничку в нашем спорте. Это как в старой известной песне «Команда
молодости нашей», помните? «Придут честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше
нашего сыграть». А в данном случае – проплыть.
Корр. Вы говорили, что делите людей на две категории – спорта и природы. Как
это?
В. М. СМЕТАНИН. Люди спорта – это не обязательно спортсмены, это те, кто
умеет и хочет ставить перед собой цель, и к этой цели стремится, кто добивается
побед. К людям природы я отношу тех, кто живёт, условно говоря, растительно-
животной жизнью. То есть, ест, пьёт, удовлетворяет физиологические
потребности и так далее. И далеко не всегда это люди с низким интеллектом и
отсутствием способностей. Увы, сейчас в нашем обществе появилась молодёжь,
которая обеспечена родителями на всю жизнь и потому не желает никуда
двигаться. К сожалению, и среди моих воспитанников есть такие. Смотрю: парень
способный, надо бы серьезно готовиться в большой спорт, говорю ему об этом. А
он мне: «Нет, мне не нужно это. У меня уже есть своя отдельная квартира, бизнес
отца позволит жить безбедно, может, куда-нибудь поступлю для диплома». Года
два назад мне такое сказал 9-летний мальчик! Очень грустно!
Корр. Только ли материальное благополучие играет роль в формировании такого
мировоззрения? Есть же и «золотая молодёжь», которая ко многому стремится.
В. М. СМЕТАНИН. Конечно, есть, и немало! Но проблема тут в издержках
воспитания. Дети вообще очень сильно изменились за последние лет двадцать-
тридцать. Когда страна распалась, всё воспитание минимизировалось. В
советской системе, берущей своё начало в дореволюционной России, методы
были – убеждение и принуждение. Как бы мы не приветствовали демократию, мы
должны понимать, что ребёнок не может самостоятельно выбирать, что ему
нужно, поэтому надо заставлять, принуждать. Но вдруг неожиданно решили
«демократизироваться» и отошли от принуждения. Потом спохватились, да
поздно – страна уже развалилась. Но принуждать теперь нельзя – за это можно
схлопотать уголовное преследование. Результат – с каждым годом мы наблюдаем
всё большее ухудшение мозговой активности у детей. И ослабление мотивации.
Есть много молодых из богатых семей, которые вроде бы мотивированы, хотят
добиться результатов, но, увы, большинство из них всё равно уезжают учиться в
Гарвард, Оксфорд и т.д. Среди них и рекордсмены страны, и призёры
чемпионатов мира. Они тоже люди природы, в конечном итоге, а не спорта. Но это
моя личная классификация.
А люди спорта всегда найдут в своём сердце место для любви, патриотизма,
дружбы, а в жизни – место для спорта и высоких стремлений.
Корр. Вы всю жизнь занимаетесь одним и тем же. Разве Вам не хочется
разнообразия?
В. М. СМЕТАНИН. Это моя жизнь, и другой я не хочу. Вот приходит ко мне
ребёнок, мы занимаемся техникой, работаем над шагом (шаг — это расстояние,
на которое пловец продвигается за один полный цикл движений), над
совершенствованием техники плавания и повышением тренированности
пловцов… Потом соревнования, у пловцов воспитывается сознательная
дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление
преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство в достижении
поставленной цели, настойчивость, смелость и решительность, чувство
коллективизма и товарищества. Мы строим определённую «этажерку» –
соревновательную картинку, потом идём дальше. Процесс подготовки
складывается из трёх циклов подготовки. 12 недель один цикл, 12 недель другой,
12 недель третий. И каждые три цикла ты проверяешь, какую работу проделали,
устанавливаешь, над чем работать дальше. Это нелегкий путь. Но мне нравится,
это моя работа, я этим живу.
Те люди, которые у нас остаются, они работают насколько могут. Они тоже
понимают, что наступает предел человеческих возможностей. Человек растёт,
спортсмен может двигать результаты, но это ведь недолго – примерно до 25 лет.
Если спортсмен очень способный, одарённый, то дольше. Я вообще делю
спортсменов на одарённых и с Божьим даром.
С Божьим даром – это талантливые, которые не умеют талантом пользоваться. А
одарённые умеют. И последние лет десять с грустью смотрю: сколько их – с
Божьим даром! Но процентов 90 не умеют им пользоваться. Знаете, как жалко!
Раньше было иначе: если тебе попался один на возраст – это большая удача! А
были ведь и «пустые» возрасты. А здесь вот тридцать человек пришли, и из них
20 одарённые – какое счастье! Мы сейчас такого наплаваем!.. Но – там голову
закрутило, там проблемы со здоровьем, там переехали в другой район, там
пошло-поехало («а нам и не надо, мы случайно сюда попали, просто для здоровья
пришли»). А ведь им Боженька дал, им плавать надо! Но они не пользуются своим
даром.
А те, кто просто одарённые, они умеют пользоваться и этим своим даром, и
многими другими, И ещё очень часто родительский фактор играет существенную
роль. Они начинают детей напрягать: ещё музыка, иностранные языки и так
далее… Спорт уходит на последний план.
Корр. Согласна, с современными родителями сложно…
В. М. СМЕТАНИН. Ещё как! Вот идёт сейчас набор ребят 2014 – 2016 г. р. По
программе на первом году обучения занятия 3 раза в неделю. И вдруг родители
заявляют: нас три раза не устраивает, у нас ещё то да это… Я им говорю: так
идите в простой бассейн, ребёнок будет просто плавать для здоровья. Но они: «
Нет! Нам надо в спортивную школу! Чтобы были результаты и победы!». Ну как
вот им объяснить, что меньше двух раз в неделю даже простой фитнес – это
ничего…
Или такое бывает. Приходят родители с вопросом: «Почему нашего ребёнка не
взяли на соревнования?». Я открываю журнал посещений, показываю: вот из 20
занятий он пропустил сначала пять, потом уже семь, восемь. И не целесообразно
выставлять его на соревнования, он там просто не победит. Начинаются жалобы:
но он же хочет! Я говорю: нет фундамента у него, дом же не построишь без
фундамента, и соревнования не выиграешь. А они своё – но он же хочет! Я уже
теперь не бьюсь, не спорю, потому что бесполезно. А ребёнок потом уходит из-за
обид.
Или, бывает, нужно ехать на сборы, деньги нужны. Родители заныли: у нас, мол,
нет денег. А только что ездили в Турцию. Значит, для них курорт важнее
продвижения ребёнка. Родители, бывает, попробуют все способы нападения на
тренера, чтобы сделать из ребёнка чемпиона, жалуются, пишут, идут к
начальству. Им везде объясняют: чтобы стать чемпионом, нужно всего-навсего
работать, нужны мотивация и желание трудиться! Они не понимают. Они ищут
причины объективные (он пропустил, потому что плохо себя чувствовал, в школе
задержали и т.д.) А ведь на самом деле причины-то субъективные!
Циклические виды спорта, к которым, естественно, относится и плавание, – это
титанический труд. Именно поэтому в циклические виды спорта всё меньше и
меньше желающих идти. Сейчас очень много видов спорта, где можно легко и
почти случайно добиться побед… А плаванье для победы – это же утром и
вечером, по 20 км плавают. Я вообще не понимаю, зачем и откуда появляются
новые виды спорта. Я делю виды спорта на естественные и неестественные.
Плавание, мяч, бег, прыжки, лыжи, бокс, борьба, даже штанга – всем этим испокон
веков занимались люди. А вот недавно я услышал, например, про новый вид
спорта – ночной дайвинг. Что это? Кто придумал? Для чего? Или вот в Финляндии
появился конный спорт без лошадей. Люди скачут в виде лошадок. Чемпионат
мира проходил даже. Просто появился такой бизнес, и на спорте очень много
желающих заработать!
Корр. Ну и последний вопрос: за что нужно любить плаванье?
В. М. СМЕТАНИН. За то, что из всех спортсменов пловцы – самые красивые,
самые развитые, самые изящные, гибкие, сильные. На любых соревнованиях и
сборах вы всегда отличите пловцов от других спортсменов именно по этим
качествам. Ведь это самая правильная загрузка организма, во всех положениях
тела. В плаванье собрано всё лучшее от природы. Плюс к этому чистота, красота,
снятие стрессов, ведь вода – это жизнь! В воде человек чувствует себя
комфортно. И ещё потому, что мы часто (хоть это и не афишируется) спасаем
людей.
Беседовала Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...