logo-2x

ПУШКИН И СПОРТ

 185 лет назад 10 февраля 1837 года перестало биться сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Мы недаром неустанно повторяем: «Пушкин — наше всё». Он сосредоточил в себе главные, лучшие, решающие свойства российской ментальности, он сказал всё, что можно было сказать не только о России и мире, но и о душе человеческой…

Но сегодня давайте вспомним, что Пушкин был ещё и спортсменом. Нет, не в том понимании, как это принято сейчас, он не ходил на тренировки, не выступал за сборные, не бился за звания чемпиона. Но в том смысле, в каком это было принято в те времена, в далёком уже девятнадцатом веке, Александр Сергеевич был в спортивном смысле, конечно же, на высоте.

Пушкин был неплохо развит физически и с детства любил спорт. В Царскосельском лицее, где учился поэт, большое внимание уделялось физкультуре: лицеисты занимались плаванием, верховой ездой, фехтованием, танцами, зимой катались на коньках.

Мемуарист Павел Анненков в своей книге «Материалы для биографии А.С. Пушкина» писал, что в юношестве поэта отличала «крепкая, мускулистая и гибкая» физическая организация. Пушкин «славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купанья, езды верхом и отлично дрался на эспадронах, считаясь чуть ли не первым учеником у известного фехтовального учителя Вальвиля».

В лицее Пушкин проучился 6 лет. Его лицейский друг И.И. Пущин («мой первый друг, мой друг бесценный») вспоминает, что в те годы Александр Сергеевич был не только поглощенным «не по летам» в думы и чтение, но и «мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик»; стремился в играх первенствовать и даже приходил в бешенство, если кто-то «другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». По словам Пущина, это был живой, подвижный, быстроглазый мальчик. По-видимому, уже в это время для него много значили сила и ловкость.

Летом во главе с директором лицеисты совершали «дальние, иногда двухдневные, прогулки по окрестностям; зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город, завтракать или пить чай в праздничные дни; в саду, на пруде, «катались с гор и на коньках». Пушкин любил осень и зиму, и впечатления от катания на коньках отразились в его стихах: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед» («Евгений Онегин»); или «Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!» («Осень»).

За год с небольшим до окончания лицея его воспитанники два раза в неделю стали ходить «в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона» обучались верховой езде. Пушкин дорожил репутацией хорошего танцора и наездника. Верховая езда была для него страстью. Ему седлали то горячего аргамака, то смиренную крестьянскую лошадку, которой за это добавляли овса. При необходимости он мог скакать на лошади и без седла.

Учителем фехтования в лицее был с 12 июля 1812 года лучший, тогдашний маэстро – Александр Вальвиль. Занимаясь с юношами, Вальвиль обобщил свой богатый опыт и написал книгу «Рассуждения об искусстве владеть шпагою». Она увидела свет в 1817 году, когда питомцы лицея вышли в жизнь и Пушкин был удостоен превосходной оценки, потому что, по утверждению историков, «считался чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля».

В то время кумиром русских и европейских литераторов был английский поэт  Джордж Байрон. Лорд Джордж Гордон Байрон в начале XIX века был настоящей звездой: публика всей Европы затаив дыхание следила за перипетиями его скандальной личной жизни, зачитываясь его острой и необычной для того времени поэзией. Ему подражали, в том числе российские поэты. Байрон серьезно увлекался английским боксом. Соответственно, его поклонники не могли остаться в стороне, и юный ещё Пушкин тоже увлекся боксом и стал одним из первых пропагандистов этого вида спорта в России. Друг поэта Петр Вяземский вспоминал, что именно Пушкин в 1827 году научил его «боксировать по-английски». Тренеров по боксу в начале XIX века в России не было, поэтому исследователи считают, что Пушкин изучал приемы самостоятельно по французским книгам.

И конечно же Пушкин, увлекшись спортом, не мог не воспеть его в своих стихах.  Например, в тексте «На статую играющего в свайку» и «На статую играющего в бабки». Ходили слухи, что оба стихотворения Пушкин написал экспромтом, под впечатлением от скульптур на выставке, которую он однажды посетил.

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,

Строен, легок и могуч, — тешится быстрой игрой!

Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,

Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать

Историк и литературовед Петр Бартенев писал: «Пушкин много и подолгу любил ходить; во время своих переездов по России нередко целую станцию проходил он пешком, а пройтись около 30 верст от Петербурга до Царского Села ему было нипочем». На прогулки поэт отправлялся с тростью, их Пушкин коллекционировал.

Некоторые из них сегодня можно увидеть в Музее Пушкина на Мойке, 12, и в Михайловском. У Александра Пушкина была деревянная трость с набалдашником из слоновой кости, на котором была вырезана фамилия поэта. Художник Николай Ге изобразил ее на картине «Пушкин и Пущин в Михайловском». В набалдашник другой трости Пушкина была вставлена бронзовая пуговица с костюма Петра I. Ее император подарил прадеду поэта.

В коллекции Пушкина важное место занимали и разнообразные деревянные трости с набалдашниками из драгоценных камней, и железные посохи. С железными посохами  поэт подолгу прогуливался. Один такой посох Пушкин подарил своему другу писателю Алексею Мерзлякову, когда уезжал из Южной ссылки. Долгое время посох экспонировался на выставках в Одессе, а в 1949 году, к 150-летию поэта, его передали в Михайловское.

Когда в 1824 году Пушкин приехал в ссылку в Михайловское, он заказал новый железный посох. Его изготовили псковские кузнецы. Кучер поэта Петр Парфенов вспоминал: «Палка у него завсегда железная в руках, девяти фунтов весу [около 4 килограммов], уйдет в поле, палку кверху бросает, ловит ее на лету, словно тамбур-мажор [главный барабанщик в полку]».

Но это далеко не позёрство. Пушкин был известным дуэлянтом, поэтому с помощью трости он тренировал правую руку, чтобы рука не дрожала во время выстрела. Он уверенно вызывал противника на дуэль, не боялся стреляться. Всего в жизни поэта было 29 дуэлей: 24 были назначены, но не состоялись; в четырёх дуэлях были совершены промахи, и никто не был ранен.

Но в последней дуэли Пушкин был смертельно ранен… Известно, что его противник Жорж Дантес выстрелил первым, не дойдя до барьера один шаг. Он знал, что Пушкин прекрасно стреляет и наверняка убьёт его, если выстрелит первым, поэтому поспешил спустить курок, нарушив условия дуэли. Если бы не эта преступная спешка Дантеса, то тренированный и храбрый Пушкин наверняка убил бы его.

И солнце русской поэзии не закатилось бы так рано…

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

Минздрав РФ: курение электронных сигарет очень опасно!

Министерство Здравоохранения России сделало официальное предупреждение о болезни, которую вызывает курение электронных сигарет. В сообщении ведомства говорится, что, по данным Росстата, число курящих в России

Читать далее...
Мир

Как полностью решить проблему с мигрантами в России? Есть один вариант, альтернатив которому может и не быть

Парад полумер в отношении мигрантов продолжается. Теперь слово взяла думская фракция «Новые люди». Депутаты внесли на рассмотрение законопроект о высылке из РФ осужденных «ценных специалистов».Неделю

Читать далее...

Врачам и учителям предложили выдавать социальную ипотеку

Сокращение льготных программ и рекордная ключевая ставка сделали жилищные кредиты недоступными для многих россиян. Особенно непросто купить квартиру людям в небольших городах и на селе, работникам

Читать далее...