Грядёт очередное реформирования школьной программы. На этот раз серьёзно изменят программу по литературе и сократят уроки обществознания. Преподаватели готовят петицию на имя главы Минпроса Сергея Кравцова. Родители также не понимают, как дети будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что уже разработан проект приказа, который предлагает исключить Обществознание из программы 6-8 классов. Предполагается оставить всего 1 час в неделю в 9 классе. Кроме того, в 10-м классе на обществознание также предлагают отводить один час в неделю. Программу 11-го класса планируют оставить без изменений — два урока в неделю.
Документ опубликован на официальном портале проектов нормативно-правовых актов. В Министерстве просвещения поясняют, что за счет сокращения часов на обществознание в полтора раза планируют увеличить число часов истории. В случае принятия приказа (а это вопрос, по сути, решенный), новые правила начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Честно говоря, от реформы Минпроса в шоке и учителя, и дети, и их родители. Ведь обществознание — едва ли не самый популярный предмет для сдачи ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 10 классе. Сдать успешно этот предмет на экзамене, имея за плечами всего год подготовки, — миссия практически невыполнимая. Родителей по сути толкают тем самым на новые траты на репетиторов, потому что в школе за год подготовиться к экзамену, имея всего час урока в неделю, невозможно. Услуги репетитора по Обществознанию стоят около 1000 рублей час. Но иного пути у родителей не будет. Очень печально, что учителей об этой реформе не спросили.
Учителя и родители не довольны и тем, что, урезая числе часов обществознания, детей по сути отрывают от обсуждения реальности.
«Там не просто сокращается количество часов — урезаются темы по содержанию. Практически полностью уходит тема прав человека, социология, разговоры о власти. В чем причины? Скорее всего, в новом учебнике истории Мединского, в новых подходах к обучению. А ведь на обществознании обсуждают права человека, процессы, происходящие в современном обществе. Есть подозрение, что молодое поколение попросту хотят отключить от обсуждения действительности. Даже увеличив число часов истории, мы не дадим молодежи понимания процессов, которые происходят здесь и сейчас», — комментирует учитель Истории и Обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
По мнению учителей, с которыми удалось переговорить журналистам, вопрос, почему сокращают в школе обществознание, в этой истории самый важный.
«В нынешнем учебнике по обществознанию Леонида Боголюбова много места уделено теме прав человека. Очевидно, это кого-то в Минпросвещения не устраивает. Также в курсе с 7 по 9 класс было много важных тем, связанных с политикой и системой власти в стране. Многое связано с социально-духовной сферой нашего общества. Неужели в Минпросвещения хотят, чтобы у нас выросло поколение социально безграмотных и беспомощных людей, которые не знают права и обязанности гражданина?», — задается вопросом учитель Обществознания из Хабаровска Вячеслав Пильников.
Учителя возмущены и тем, что школьная программа постоянно меняется, зачастую бездумно, и при этом никто не спрашивает мнение профессионального педагогического сообщества. Дети тоже пребывают в некоторой растерянности после нововведений Минпросвещения. Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ на таком урезанном школьном багаже, никто не понимает.
История с отменой обществознания дошла и до политиков. По поводу сокращения этого предмета высказался и председатель комитета по делам молодежи Госдумы Артем Метелев:
«Обществознание было моим любимым предметом. Оно учит критическому мышлению, формирует гражданственность и ответственность, помогает стать личностью, разобраться в общественных процессах, уважать других людей, защищать свои права. Обществознание — это самопознание себя, изучение сущности человека. Как можно его убирать, да еще в таких масштабах? Кого мы хотим воспитать? Считаю данное решение большой ошибкой, которую необходимо предотвратить. Нам нужно мыслящее и ответственное поколение».
Учителя и сами ученики считают, что выход из создавшейся конфликтной ситуации — в широком общественном обсуждении инициатив Минпросвещения, которые касаются миллионов учеников, да и их родителей тоже.
«Перед тем, как принимать такие решения, было бы правильно организовать обсуждение реформы, нового учебного плана, а также услышать мнение всех сторон, включая детей», -считает учитель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
В литературе и географии новшеств ещё больше. Рабочие программы по этим предметам предложили актуализировать в связи с изменившейся геополитической обстановкой, например, исключить из списка изучаемых на уроках литературы в 6-м классе произведений работы зарубежных писателей-фантастов, в частности, серию книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Соответствующий проект приказа Минпросвещения, предусматривающий внесение изменений в ряд образовательных программ общего образования, размещен на портале проектов нормативных актов.
Например, предлагается внести изменения в содержание обучения по литературе в 5-м классе. Так, проектом актуализируется список рекомендованных к прочтению в 5-м классе произведений отечественных писателей XX — XXI веков на тему детства — из рекомендаций Минпросвещения исчезли произведения В.Г. Короленко и В.П. Астафьева, А.А. Гиваргизова, М.С. Аромштам, Н.Ю. Абгарян.
В список изучаемых школьниками 6-го класса народных песен и баллад рекомендовано включить такие, как «Ах, кабы не цветы да не морозы…», «Ах вы ветры, ветры буйные…», «Черный ворон», «Не шуми, мати зеленая дубровушка…», а из рекомендуемых к изучению стихотворений отечественных поэтов XX века исключить стихи Е.А. Евтушенко, А.С. Кушнера, Ю.Д. Левитанского, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджавы.
Также проект приказа предусматривает исключение из программы по литературе в 6-м классе произведений современных зарубежных писателей-фантастов (не менее двух), например Д. Роулинг «Гарри Поттер» и Д. Джонс «Дом с характером», современных отечественных писателей-фантастов, например А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернака, В.В. Ледермана «Календарь ма(й)я, а также включение в этот список К. Булычева «Сто лет тому вперед» и стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», «Мой Дагестан».
Из программы по литературе для 7-го класса министерство рекомендует исключить тему взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути и, к примеру, таких писателей, как Л.Л. Волкова («Всем выйти из кадра»), Т.В. Михеева («Легкие горы»), У. Старк («Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?») и других.
В программу по литературе 8-го класса хотят включить стихотворения А.А. Ахматовой и исключить из нее изучение творений Р.Г. Гамзатова (перенесли в 6-ой класс?), Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. При этом из нее намерены убрать произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX — начала XXI века на тему «Человек в ситуации нравственного выбора» (Д. Сэлинджера, К. Патерсона, Б. Кауфман).
Что касается программы по литературе для учеников 9-го класса, то из нее предложили исключить изучение отечественной прозы первой половины XIX века (произведения: А. Погорельский «Лафертовская маковница», А.А. Бестужев-Марлинский «Часы и зеркало», А.И. Герцен «Кто виноват?»).
Что касается географии, то в учебном плане, как и ранее, предложили оставить по уроку в неделю для 5-х и 6-х классов и по два урока в неделю для 7-х, 8-х и 9-х классов. В 10-11-х классах географией рекомендовано заниматься по одному часу в неделю. Общее число часов, рекомендованных для изучения географии в 10-11-х классах, — 68.
В случае принятия приказа он вступит в силу с 1 сентября 2024 года.