logo-2x

СУВОРОВ В «ВОЙНЕ И МИРЕ»?ЕЩЁ РАЗ О ЗНАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Разговоры о русской культуре нынче немодные и несовременные. Многие не то что не знают уже русскую культуру, но и знать ее не хотят. Считают, что всё это – пережитки прошлого. Пыльное и архаичное старьё. То ли дело современный искусственный интеллект, сериалы, соцсети, смелые театральные перфомансы – вот за чем будущее!

А мы упорно зачем-то держимся своими цепкими пальцами за нашу культуру, за традиционное искусство.

Начнём с русского православия. Вроде почти государственная религия, Президент, по крайней мере, ходит в церковь, стоит со свечкой, а Патриарх выступает по всем политическим вопросам.  А вот 40% населения страны, согласно организованным энтузиастами опросам, не знают, как звали в детстве Сергия Радонежского. Это значит, что они не только не знают великого русского святого, который был и общественным деятелем, но и не видели картину “Видение отроку Варфоломею” Михаила Нестерова, а если и видели, то не понимают, о чем она.

30% опрошенных не знает, где жил наш великий летописец Нестор. 60% не знают, при каком царе в России появился свой Патриарх. Про остальные, более серьезные вопросы, и говорить не будем. Да, давайте, еще раз скажем, что нам это знать не нужно, что мы вообще выше всего этого.

Помните, Онегин, молодой повеса, что знал?

“Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.”

Это весьма показательно: фактически “поколение ЕГЭ 19 века!

Год назад Елена-Николаевна Егорова , член Союза писателей России, кандидат экономических наук, автор 42 книг, руководитель литературного объединения  “Угреша” Московской области провела опрос школьников, который выявил недостаточность знаний и интереса школьников 1-9-х классов в области русских народных и литературных сказок, неглубокое знание ими сказок А.С. Пушкина и незнание сказок его няни Арины Родионовны.

Вот результаты:

• низкий интерес значительной части опрошенных – около 40% — к русским народным сказкам и недостаточность их знаний в этой области (на самый элементарный вопрос неверно ответили 25,6% школьников, на 2 из 3 тестовых вопросов – только 17,3%);

• низкий интерес значительной части опрошенных – около 26% — к сказкам А.С. Пушкина и недостаточность их знаний в этой области, причём школьники путали сказки А.С. Пушкина с русскими народными сказками (от 20% до 47% анкет содержали неверные ответы по разным школам).

И такие результаты по теме культуры и литературы – практически повсеместно!

Фактически литературу в школе искоренили. Когда предмет необязательный (то есть, по нему не нужно сдавать экзамен), никто его изучать не будет. ЕГЭ по литературе сдают 3-4 человека из класса. Таким образом, можно сказать, что в целом она не изучается. Во многих школах вместо литературы занимаются подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Ведь это – обязательный экзамен. В некоторых школах уроки литературы – один раз в неделю, и зачастую на них обсуждают организационные вопросы.

В итоге выпускники литературу не знают. Несколько примеров. Девочку, которая идёт на золотую медаль, спрашивает, какие исторические герои действуют в «Войне и мире»? Она отвечает: Суворов.

Мне рассказывала знакомая преподавательница, как она принимала зачет у вечерницы-второкурсницы. На вопрос, где родился Пушкин, та ответила: точно знаю, что не в Москве и не в Петербурге. Та спрашивает: а где? Студентка отвечает: где-то в Африке. У него отец был негр: или в Мавритании, или в Эфиопии. Но скорее, в Мавритании.

И такого рода примеров можно приводить много. Это показатель общего уровня. Я не могу себе представить, чтобы человек, который учился в советской школе, не знал дату восстания декабристов. А нынешние студенты не знают. Многие не подозревают, что Волга впадает в Каспийское море. Это и есть то, что Лев Николаевич Толстой называл культурной дикостью. Но они хуже, чем дикари. У дикаря есть общее представление о мире. Он знает, что такое табу, что можно, а что – нельзя. У современных школьников и студентов не существует вообще никакого представления о своей стране, о родине. Поэтому для них нет понятия соотечественник. Есть такой Джон Хоскинг, англичанин, занимающийся русской историей. Он говорил, что русская литература в ХIХ веке и язык сделали для закладки фундамента русского национального сознания больше, чем государство и церковь. Сегодня же нет общих представлений, понятий, нет общего менталитета, который создает единство. Потому что общий менталитет в России основан на русской литературе, которая его создавала и его выражала.

Мы, учившиеся в советское время, могли плохо знать историю, но были вещи, даты, которые знал любой троечник. Они вдалбливались идеологическими клише, типа «декабристы разбудили Герцена». А знание имен декабристов от нас требовали потому, что они все-таки были революционерами. Да, в советское время литература была идеологизирована. А сегодня считают: раз у нас идеологии нет, значит и литература не нужна. Вместо того, чтобы понять: литература нужна не как стержень идеологии, а как основа культуры и духовного единства. Это должно было прийти на смену идеологии. Но не пришло.

Бесконечно говорится о том, что программу по литературе нужно менять, обсуждаются вопросы, каких писателей «выкинуть», а каких оставить. А ведь только у нас такое наплевательское отношение к отечественной литературе.!В Америке школьники читают «Смерть Ивана Ильича». Во всем мире ставят спектакли, фильмы по произведениям Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева… Это у нас непонимание того, что русская литература ХIХ-го века – одно из высших достижений мировой культуры. У нас даже представления не имеют о некоторых, очень важных проблемах, которые ставили русские писатели. Например, о проблеме идеологии и мировоззрения. Как она была поставлена и Толстым, и Достоевским. Это воспринято всей Европой, а у нас об этом не слышали.

На самом деле, отношение к литературе у наших государственных деятелей весьма снисходительное. Есть высказывание Президента Медведева про «Войну и мир». Он сказал: “да, книга, конечно, хорошая, но большая”.

Но есть и высказывание Льва Толстого – автора той самой, «хорошей, но большой» книги. Она – о культурной дикости, результаты которой могут быть ужасающими: «…Я все больше и больше удивляюсь и ужасаюсь тому невежеству и “культурной” дикости, в которую погружено наше общество. Ведь просвещение, образование есть то, чтобы воспользоваться, ассимилировать все то духовное наследство, которое оставили нам предки, – а мы знаем газеты, Золя, Метерлинка, Ибсена, Розанова и т. п. Как хотелось бы помочь хоть сколько-нибудь этому ужасному бедствию, худшему, чем война, потому что на этой дикости, самой ужасной “культурной” и потому самодовольной, вырастают все ужасы, в том числе и война”.

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ

Рано или поздно это должно было произойти. Наиболее консолидированная и решительная часть российского медицинского сообщества – хирурги –  направили обращение в Государственную Думу, Верховный Суд,

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

 «Гаджеты ни при чем»: выводы мамы младшеклассника, которая 4 года боролась за разборчивый почерк у сына

Наш блогер Мария ДЕВЯТКИНА в прошлых постах рассказывала, как, начиная с первого класса, они с сыном пытались решить проблемы с письмом: были и прописи, и

Читать далее...
Мир

ГРЯДЁТ УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

На пленарном заседании Совета Федерации 14 мая кандидат на пост министра внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил, что в России правоохранители готовятся к реализации комплекса мер по

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В ОБРАЗОВАНИИ – ТРИ СТУПЕНИ

На фоне глобальных перемен в Министерстве Обороны почти незамеченной мелькнула новость об очередном витке перемен в высшем образовании. Вице-премьером, отвечающим за науку и образование, переназначается

Читать далее...