logo-2x

ВАНДАЛЫ ОТ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИИ

Произведения искусства вдохновляют людей на самые разные идеи и поступки.
Настоящее искусство впечатляет и поражает воображение. Однако случается и
так, что произведения искусства становятся жертвами вандалов. Акты
вандализма совершаются по самым разным причинам – от религиозных и
политических предубеждений до банальной зависти к их создателям.Сейчас в
Европе новые модные веяния: типа эко против арта, иначе говоря, вандалы
Европы атакуют искусство.
Ради того чтобы вызвать резонанс, они готовы на все. На днях разбили
аварийными молотками защитное стекло картины Диего Веласкеса “Венера с
зеркалом” в Лондонской национальной галерее. Полотно осматривают
реставраторы, а вандалов задержали за порчу имущества – всего лишь!
Шокируя окружающих, они рассказывают о своей борьбе во благо человечества,
“во имя любви к истории, искусству и собственным семьям”, снимают ролики и
выкладывают в Сеть.

В марте 2022 г. “экологи” напустили зеленого дыма перед дорожкой церемонии
вручения наград Британской киноакадемии BAFTA. А недавно насыпали
оранжевый крахмал на скелет динозавра в Музее естественной истории в
Лондоне в знак протеста против изменения климата.

В июне прошлого года участники движения приклеили себя к раме “Персиковых
деревьев в цвету” Винсента Ван Гога в лондонской Галерее Курто, в июле —
закрыли полотно Джона Констебла “Телега для сена” в Национальной галерее
иллюстрацией с “апокалиптическим видением будущего”. В октябре — вылили две
банки томатного супа на “Подсолнухи” Ван Гога в Лондонской национальной
галерее. Тогда шедевр спасло защитное стекло, а вандалов оштрафовали на пять
тысяч фунтов стерлингов за порчу рамы.
Досталось и нынешнему королю Великобритании Карлу III. Год назад в лицо его
восковой фигуры в Музее мадам Тюссо бросили торт, проиллюстрировав
английскую идиому It’s a piece of cake (“это кусок торта”), что значит “проще
простого”. Имелся в виду все тот же отказ от нефти. Почти одновременно
экологические активисты приклеили себя к картине Яна Вермеера “Девушка с
жемчужной сережкой” в галерее “Мурицхейс” в Нидерландах.

Буквально через неделю после инцидента с супом в Лондоне участники движения
Letzte Generation (“Последнее поколение”) размазали картофельное пюре по
картине Клода Моне “Стога сена” и приклеили себя к колонне в музее “Барберини”
в Потсдаме.
Так они боролись с изменением климата. Потом приклеились к скелету динозавра
возрастом 60 миллионов лет в Берлине. В Музее Леопольда в Вене плеснули
нефть на полотно Густава Климта “Смерть и жизнь”.
Члены итальянского подразделения “Последнего поколения” в римском Палаццо
Бонапарте облили супом “Сеятеля” Ван Гога.
Активисты из Futuro Vegetal приклеились к картинам Франсиско Гойи “Маха
одетая” и “Маха обнаженная” в испанском музее Прадо в Мадриде.
В соседней Португалии месяц назад члены организации Climаximo покрасили в
красный полотно Пабло Пикассо “Женщина в кресле (метаморфоза)” в Музее
современного искусства MAC/CCB. В Австралии экоактивисты приклеились к
защитному стеклу картины “Резня в Корее” того же художника.
И вряд ли этот процесс остановится. Слишком уж популярны на процветающем
Западе разные «Зелёные» идеи. И слишком мизерна ответственность. В России
случаи вандализма тоже широко известны. Но у нас причины совсем иные. И
ответственность побольше. Впрочем, европейцы нападают и на хранящиеся у нас
шедевры.
15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл
житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который спросил у работниц музея,
какая из картин в этом зале наиболее ценная.После этого он подошёл к “Данае”
и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная
кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже
экспертиза признала Майгиса невменяемым.Он помещён в психиатрическую
лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное
заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза.
25 мая 2018 г. была повреждена находящаяся в Государственной Третьяковской
галерее картина Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581
года”.Полицейские задержали злоумышленника, который металлическим
столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно – в трех местах
в центральной части работы, на изображении фигуры царевича был прорван
холст, а от падения защитного стекла сильно пострадала авторская
художественная рама. Возбуждено уголовное дело. Вандалу назначили наказание
в виде большого штрафа, он в своё оправдание уверял, что всему причиной
алкоголь.

Это уже не первый случай повреждения картины. 29 января 1913 года в
Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного
мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком
“Довольно крови!” изрезал ножом знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина
“Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года”. Три пореза прошли по лицу
царевича, однако не затронув глаз. Репин был уверен, что его работа
безвозвратно погублена. Но её восстановили.
Однако вернёмся к Европе. И там повреждали шедевры люди, на которые эти
произведения искусства производили впечатление. В июле 1987 г. некий Роберт
Кембридж напал на картину “Мадонна с Младенцем со Святой Анной и маленьким
Иоанном Крестителем” Леонардо да Винчи в Национальной галерее в Лондоне –
выстрелил в картину из ружья. Кембридж заявил, что таким образом он
протестует против политических, социальных и экономических условий в
Великобритании.После этого его поместили в психиатрическую лечебницу.

10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардскон атаковала картину «Венера с
зеркалом» Диего Веласкеса в Национальной галерее Лондона с мясным ножом в
руках. Ричардсон объяснила нападение на картину протестом против ареста
суфражистки Эммелин Панкурст.Она ударила полотно ножом семь раз.

28 февраля 1974 года Тони Шафрази совершил акт вандализма, разбрызгав
красную краску на полотно картины «Герника» Пабло Пикассо в мадридском
музее Прадо. Таким образом он хотел выразить протест против освобождения
Уильяма Келли, которого обвинили в убийстве 109 вьетнамцев из числа
гражданского населения.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи за историю своего существования подвергалась
актам вандализма не раз. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена,
когда один из посетителей облил её кислотой. 30 декабря того же года молодой
боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у
локтя (утрата позднее была записана). После этого “Мону Лизу” защитили
пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
В апреле 1974 года на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея
в отношении инвалидов (которых не пускали на выставку, чтобы увеличить
пропускную способность зала), попыталась распылить из баллончика красную
краску. 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства,
запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Картину «Ночной дозор”Рембрандта в Государственном музее Амстердама
портили трижды.Первый инцидент произошел в 1911 году. Мужчина попытался
накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой
краски. Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году. Учитель по
имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего “предшественника” и всё-таки
ударил картину ножом. По словам учителя, его на этот поступок побудил
слышимый им голос Господа. А в 1990 году “Ночной Дозор” постигла участь уже
упомянутой “Данаи”: картину облили серной кислотой.

6 апреля 1978 года 31-летний голландский художник нанес три пореза в центре
картины «Колыбельная» Винсента ван Гога, каждый из которых составил
приблизительно 30-40 см в длину.Картина в то время находилась в музее
Stedelijik Museum в Амстердаме.Таким образом художник попытался выразить
протест против того, что власти Амстердама не платят ему пособие.

Прочитав монограмму о современном искусстве, написанную в критическом
ключе, Герар Ян ван Бладерен в 1986 порезал ножом картину “Кто боится
красного, желтого и голубого III” американского абстракциониста Барнетта
Ньюмана. Инцидент произошел в голландском Стеделек-музее — ван Бладерен
заявлял после, что ему просто понравился террористический посыл статьи о
вреде абстракционизма.

В Риме в 1998 году в Капитолийском музее на выставке Анри Матисса
приключилось сразу несколько актов порчи картин.Самая заметная из них —
дырка на полотне “Стоящая Зора” (“Марокканка”) из Эрмитажа.

Вандалы и их мотивы остаются неизвестными по сей день. Но одно дело –
психически больные люди, на которых шедевр действительно может произвести
болезненное впечатление, и совсем другое – протесты разных суфражисток,
безработных и «зелёных». За это их в Европе не сильно наказывают. Поэтому и
вандализма там больше.
При этом Россия строже охраняет шедевры. Все музеи оборудованы
специальными устройствами для выявления опасных предметов. Кроме того, и
сами произведения искусства защищены датчиками, а некоторые — стеклами и
сигнализацией.
Более сурово к вандалам в России и законодательство. За уничтожение или
повреждение культурных ценностей — штраф до трех миллионов рублей или
лишение свободы на срок до трех лет. А если речь идет об особо ценных
объектах, то штраф — до пяти миллионов и тюрьма — до шести лет.

Поделиться: 

Share on vk
VK
Share on facebook
Facebook
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on email
Email
Share on print
Print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Детство.Отрочество.Юность

Программисты, учителя, врачи: названы самые популярные профессии среди выпускников школ 2024 года

Близится к завершению очередной учебный год. Большинство выпускников 9 и 11 классов намерено продолжить обучение в колледжах и вузах. Какие направления профессиональной ориентации для них

Читать далее...
Мир

В РОССИИ СНОВА FLiRT? НАДЕЕМСЯ, ЛЁГКИЙ

Специалисты Роспотребнадзора во время мониторинга выявили в России случаи заболевания штаммами коронавируса новой группы FLiRT. Всего было выявлено 178 случаев заражения этим вариантом. Об этом

Читать далее...
Детство.Отрочество.Юность

АУТИЗМ У НОВОРОЖДЕННЫХ МОЖНО ПРЕДСКАЗАТЬ

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, показало, что реально использовать метаболомику новорожденных для выявления маркеров, которые могут предсказать возникновение расстройства аутистического спектра (РАС). Метаболомика

Читать далее...
ОБЩЕСТВО

В Петербурге потратят 600 млн рублей на слежку за курильщиками и рекламщиками

Власти Петербурга ищут подрядчика, который установит более 2 тыс. «умных» камер на 309 детских и спортивных площадках города для борьбы с курильщиками, а также вандалами

Читать далее...