Движение — жизнь! Особенно это касается детей. С каким наслаждением они носятся во дворе, играют в подвижные игры! А помните, как после физических достижений у малыша случался интеллектуальный скачок? Дети развиваются в движении, для них это самый доступный и эффективный способ познания мира. Но вот человек поступает в школу и начинает много времени проводить за партой. Почему важно не забывать про спорт? Как при этом не навредить? Обсудили с тренерами младших школьников.
ПРИРОДА: ГОРМОНЫ СЧАСТЬЯ
Физическая активность — естественное состояние ребенка, это заложено природой. Любое юное существо — котенок, щенок — должно как можно быстрее научиться двигаться, чтобы иметь больше шансов на выживание. Как стимулировать малыша шевелиться? Все просто — это должно вызывать удовольствие. Магия? Химия!
Владимир Долгий-Рапопорт, основатель детской футбольной академии Tagsport и женской школы футбола GirlPower:
Дети могут часами выполнять одно и то же действие и быть абсолютно счастливыми. Например, два часа кряду взбегать на горку и скатываться с нее — и пребывать в полном восторге. Родители удивляются, но это легко объяснить: физическая активность стимулирует выработку нейромедиаторов — биологически активных веществ, которые дарят нам ощущение радости. В мозг поступает дофамин, эндорфин, серотонин, окситоцин — ребенок счастлив отрабатывать движения снова и снова. А дальше по кругу: чем счастливее ребенок, тем быстрее он развивается. Потом, кстати, это остается с нами на всю жизнь, просто в меньшей степени: после похода в спортзал чувствуешь себя бодрее, настроение повышается.
ЗДОРОВЬЕ
Конечно, в отличие от дикой природы, с детьми это не вопрос выживания. И все же движение совершенно необходимо ребенку по целому ряду причин. Занятия спортом помогают растущему организму развиваться гармонично, заложить основу здоровья — как физического, так и психического.
Василий Цыпанин, тренер смешанных единоборств:
Физкультура сильно влияет на здоровье ребенка. Улучшается обмен веществ и работа ЦНС, укрепляется иммунитет и опорно-двигательный аппарат, развивается память и концентрация, повышается сопротивляемость вирусам и инфекциям, формируется правильная осанка. Физическая нагрузка положительно влияет на органы пищеварения, печень, почки, поджелудочную железу. К тому же улучшает эмоциональное состояние. Если ребенок занимается спортом, ему легче даются психические нагрузки. Соответственно, недостаток физической активности приводит к ухудшению самочувствия. Происходит застой в разных системах, ухудшается осанка, появляется одышка. Многие дети постоянно наклоняются к телефону — шея постоянно согнута, без спорта это чревато разными заболеваниями. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом запускают проблемы со зрением, с пищеварительной системой.
КООРДИНАЦИЯ
Некоторые двигательные навыки закладываются в возрасте от 0 до 10 лет. Если вовремя этого не произошло, то позже развить такие навыки крайне сложно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.
Владимир Долгий-Рапопорт:
Бегать можно научиться в любом возрасте, а вот координировать движения — нет. Основы координации закладываются в детстве. Если не развивать это в ребенке, то из него вырастет нескоординированный взрослый. Бывает, что человек прекрасный бегун, но в любой подвижной игре, где требуется смена направлений и типов движений, он оказывается неловким. Чтобы потом не страдать, став взрослым, лучше сразу освоить навык координации движений.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Что касается психологии, спорт для ребенка — важнейший инструмент социализации. Он тренирует коммуникативные навыки, помогает освоиться в новой компании и найти свое место в сообществе. Командные виды спорта играют важную роль в становлении личности: они помогают научиться реагировать на разные ситуации. Фото: matimix/shutterstock.com
Владимир Долгий-Рапопорт:
Оказываясь в группе, дети сверяют координаты: во дворе, в детском саду, в школе. И чем более юный ребенок, тем эти координаты проще. Одна из самых базовых и при этом самых значимых координат — это спортивность: насколько я сильный и быстрый? Позже добавятся и другие: ум, красота, общие интересы. Спортивность — важная штука, она помогает ребенку достичь авторитета, найти общие интересы с другими детьми. Командные виды спорта играют еще одну важную роль в становлении личности: они помогают научиться реагировать на разные ситуации. Уметь побеждать и проигрывать, договариваться, дискутировать, выходить из конфликта, взаимодействовать с лидером или самому им становиться. Если в детстве ты научился работать в команде, то знаешь, что люди могут по-разному выражать свои эмоции, понимаешь, как на это стоит и не стоит реагировать, что работает, а что нет, знаешь свои сильные и слабые стороны. Потом, во взрослой жизни, все это тоже очень пригодится.
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ
Отсюда — еще один важный и полезный эффект: спорт учит справляться с трудностями и находить контакт с другими детьми, а значит, это отличная профилактика агрессии. Как это ни парадоксально, в особенности если речь о единоборствах.
Василий Цыпанин:
Спорт снижает уровень агрессии, потому что увеличивает уверенность в себе. Агрессия ведь возникает из-за того, что ребенок чего-то боится или хочет, но никак не может получить, комплексует и выплескивает свои эмоции на других людей. У взрослых тоже так работает, просто они умеют справляться с эмоциями иначе. А теперь представим: ребенок достигает достойных результатов и чувствует поддержку от тренеров, отлично владеет телом, знает приемы спортивного самбо или дзюдо… и вдруг его в школе кто-то толкнул. Да ни один ребенок в такой ситуации не будет решать вопрос кулаками! Когда ты уверен в себе и умеешь драться, ты не будешь лишний раз это делать. Спортсмены вообще очень общительные, они легко находят общий язык с любыми людьми: и в бизнесе, и просто на улице.
ПРОДУКТИВНОСТЬ
От физического состояния напрямую зависят наши творческие способности. Сидячий образ жизни негативно влияет на работу мозга, а регулярные занятия спортом, наоборот, стимулируют работу мысли, помогают эффективнее учиться, улучшают концентрацию и память. Спорт помогает стать продуктивнее.
Василий Цыпанин:
Спорт дисциплинирует. Это очень важно в младшем школьном возрасте: когда у ребенка есть рамки, ему проще научиться управлять своими ресурсами. Он понимает, что должен сделать то-то тогда-то, отрабатывает повторяющиеся действия, учится следовать правилам, ставить цели и последовательно их достигать. Все это тренирует системное мышление, причинно-следственные связи: если я отработаю вот это, то получу вот такой результат. Через спорт ребенок учится принимать решения и в жизни.
СПОРТ В УДОВОЛЬСТВИЕ
В погоне за физическим развитием важно не перегнуть палку. Здоровый баланс физической и интеллектуальной активности полезен для развития, а вот чрезмерные нагрузки, как и завышенные ожидания от результатов ребенка, могут навредить.
Василий Цыпанин:
Прислушивайтесь к своему ребенку, следите за тем, чтобы занятия приносили радость. Убедитесь, что тренер в хорошем контакте с ребенком, внимателен к его ощущениям, не проявляет агрессию. Если тренер просто ведет секцию от звонка до звонка, не обращая внимания на эмоциональное состояние детей, то у них могут возникнуть комплексы. Мало отдать ребенка в секцию — важно регулярно обсуждать с ним, как идут дела, оказывать ему поддержку.
Владимир Долгий-Рапопорт:
Любой здоровый ребенок сам хочет много двигаться, это его естественное состояние. Так что, если ребенок не хочет идти на занятия, это сигнал, к которому надо прислушаться. Возможно, есть какая-то психологическая проблема или тренер слишком много требует от ребенка. Любое принуждение в детстве — это в будущем травма.
ЕСЛИ НЕ ДО ТРЕНИРОВОК
«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота…» У некоторых детей расписание составлено таким образом, что просто физически не хватает времени на спорт. Или, может быть, у родителей нет возможности возить ребенка на тренировки, а в спортивной школе рядом с домом отношения с преподавателем не сложились. Как быть, если ребенок не ходит на профессиональные тренировки? Поддерживать физическую форму в любом случае обязательно нужно.
Василий Цыпанин:
Физическая активность должна быть ежедневной — хотя бы по несколько минут в день. Нехватку спорта можно возместить зарядкой: 2-3-минутная разминка каждое утро сильно не задерживает, зато тонизирует и даже поднимает настроение. Ты еще только встал, а уже сделал важное и полезное дело. 10 раз покрутить головой в разные стороны, повращать руками, нагнуться, помять колени и стопы — это пара минут от силы, зубы иногда дольше чистишь. Это здорово помогает разбудить организм после сна и дисциплинирует. Никто не отменял и активные прогулки. В повседневной жизни можно проводить время с родителями и при этом поддерживать форму. Пройтись в парке пешком или на лыжах, прокатиться на великах по лесу, попутешествовать по городу на роликах — огромное количество развлечений связано со спортом. А еще я приучаю всех детей, которые у меня занимаются, к утреннему ритуалу: помимо чистки зубов и легкой разминки, ты каждое утро обязательно заправляешь кровать. Вроде бы маленький шаг — каких-то 30 секунд, но это очень важно и в плане движения, и в плане самодисциплины. В группах 65+ я тоже всегда проверяю, чтобы никто не ленился и взял это себе за правило.
Физическая активность совершенно необходима младшим школьникам. Занятия спортом не только благоприятно сказываются на здоровье ребенка, но и помогают ему социализироваться, достичь авторитета среди других детей, повысить работоспособность. Ребенку нужно лазить, бегать, активно исследовать мир — важно не забывать об этом и находить время на физкультуру, даже если у школьника много других интересных занятий. Некоторые родители очень волнуются за детей, им удобнее иметь дело с покладистым ребенком, который всю прогулку не сходит с места. Но помните: ограничивая физическую активность, вы ограничиваете развитие. Познание мира, укрепление иммунитета — у детей все начинается с движения.
УЧИ.РУ